Материалы

20апреля
2011

Вернуть "второй ключ" регионам

й4.jpg

Мы продолжаем актуальнейшую из тем об утрате принципа «двух ключей» к освоению месторождений, содержавшемся в законодательстве до 2004 года. В предыдущем номе­ре журнала член Совета Федерации, председатель Комитета по при­родным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Петрович Орлов констатировал: «Сейф с лицензиями открывался двумя ключами: один ключ в регионе, второй - в Москве. Без решения Москвы никто ника­кую лицензию выдать не имел права. И федеральные органы должны были считаться с мнением региона, особенно в решении социальных вопросов, контроля за использованием недр, за выполнением обяза­тельств недропользователя. Но региональные интересы в итоге были проигнорированы».

Восстановление полномочий региональных властей по предоставлению лицензий на разработку полезных иско­паемых должно радикально изменить ситуацию в освое­нии природных ресурсов. Так считают большинство участников прошедшего 18 марта 2010 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации рас­ширенного заседания Комитета ТПП РФ по энер­гетической стратегии и развитию ТЭК совместно с Комитетом РСПП по энергетической политике, Советом нефтегазопромышленников и Высшим горным советом на тему: «Совершенствование правовой базы в недропользовании и системы управления».

Государственная система управления недропользованием в России никуда не годится

фотофотофото

По мнению выступившего с основным докладом В.З.Гарипова, преодолеть кри­зисные явления и увеличить инвести­ции в российский минерально-сырьевой комплекс (МСП) можно только путем внесения поправки в закон «О недрах» о безусловном оформлении лицензии на добычу первооткрывателю место­рождения и путем восстановления в законодательстве нормы «двух клю­чей», исключенной в 2004 году (Закон №122-ФЗ от 22.08.2004г. - Прим.ред). Эта норма предусматривала для полу­чения лицензии на добычу полезных ископаемых обязательное наличие двух виз: федерального и соответствующего регионального органа власти. Для реа­лизации этой нормы необходимо также воссоздать региональные органы власти по управлению недрами.

Кроме того, господин Гарипов счита­ет необходимым восстановить заявоч­ный принцип для геологоразведочных лицензий и отчисления на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы; ввести в состав правительства РФ и подчинить непосредственно премьер-министру Государственную комиссию по запасам (ГКЗ) и Центральную комиссию по ре­сурсам (ЦКР); упростить и узаконить свободный доступ к геологической ин­формации.

Поддержав предложения В.З.Гари­пова, бывший министр геологии СССР Е.А.Козловский выразил свое мнение, что «закон о недрах сработал и обе­спечил систему исследования недр»,

поэтому его надо «холить и лелеять, поправляя отдельными решениями». Одновременно он предложил отредактировать и статьи 814-ю и 821-ю Гпажданского кодекса РФ для более чёткого разграничения

Позицию о бесперспективности«точечных корректировок» законодатель-ства высказал начальник контрольно-экспертного управления по недрополь-зованию ОАО «Газпром нефть» РустамЛеонидович Романенков. О недостаткахзаконодательства говорится уже на про-тяжении многих лет. «Трибуны меняют-ся, но законодательство не меняется.Не меняются конструктивные эле-менты системы». Он привел конкретные примеры вопиющих противоречиймежду положениями закона «О недрах»,Земельного, Лесного и Водного кодек-сов, препятствующих освоению природ-ных богатств страны. Так, в частности,с введением в действие Лесного кодексапроцесс оформления недропользовате-лями прав налесные участки с 1991 годапо настоящее время увеличился с 3 до12 месяцев. Вывод Р.Л.Романенкова:«Нужен системный подход к законо-творческой работе». При этом надо объ-единить усилия экспертов недропользо-вания и юристов.Именно недостатки действующего за-конодательства препятствуют вложенияминостранных фирм в геологическое изу-чение российских недр, считает Евгений Сергеевич Кувшинов, аналитик по законодательству Petroleum Advisory Board.Отсутствие гарантий предоставленияпервооткрывателям месторождения ли-цензии на его разработку отталкиваетиностранцев от проведения геологоразведочных работ (ГРР). Их опыт свиде-тельствует, что государственная компенсация затрат на ГРР в любом случае непокроет их расходов, а «дамоклов меч»изъятия месторождения постоянно пере-вешивает и без того слабые стимулы к ра-боте в России.

Минприроды готово сотрудничать

фотофотофотофото

в устранении препятствийВ свою очередь заместитель мини-стра природных ресурсов и экологии РФСергей Ефимович Донской и директорДепартамента Минприроды РФ ДенисГеннадьевич Храмов проинформировалисобравшихся о работе министерства по со-вершенствованию законодательной базынедропользования и заявили о готовностик конструктивному сотрудничеству по со-вершенствованию законодательства совсеми заинтересованными лицами.С.Е.Донской, в частности, сообщил,что законопроект об обнулении платыза геологическую информацию находит-ся на последней стадии рассмотрения вГосударственной думе и будет в ближай-шее время принят. Министерство такжеработает с Министерством финансов повычетам из налога на добычу полезныхископаемых (НДПИ), проведена ревизиявсех изданных административных регла-ментов. Ведется также работа над законопроектом по возможностям увеличенияграниц горных отводов,Подводя итоги, Ю.К.Шафраник вы-сказался против революционных измене-ний в действующем законодательстве. Псего мнению, оптимальный путь состой!в проведении экспертизы существующейзаконодательной базы и выработке изменений и дополнений, которые бы существенно стимулировали освоение природных ресурсов,В заключение была принята резолюция, в которой названы наиболее актуальные меры по улучшению ситуации iминерально-сырьевом комплексе, включая внесение изменений в ФЗ «О недрах», Налоговый, Земельный и Лесной кодексы,направленных на снятие противоречий вдействующем законодательстве.Министерству природных ресурсов иэкологии и Роснедрам рекомендуется так-же упрощение процедуры и сокращениесроков согласования документов и приня-тия решения по предоставлению лицензийна разведку и добычу по факту открытияместорождений в результате работ, прове-денных за счет недропользователей.

Проблема совершенствования законодательства О недрах«приобрелаПОЛИТИческий характер»

Тема ущербности действующего зако-нодательства для развития минерально- сырьевого комплекса страны в последниегоды стала основной практически на всехсобраниях и встречах горняков, незави-симо от профессии и национальной при-надлежности. При этом курс Минприродыи Роснедр на постепенное точечное из- менение законодательства подвергаетсяконкретной и все более острой критике состороны не только юристов, но, и это главное - со стороны практиков. Между тем,как отметил на заседании Ю.К.Шафраник,проблема совершенствования законода-тельства о недрах приобрела политиче-ский характер. Комитету ТПП по энергети-ческой политике и развитию ТЭК в отличиеот других форумов, пожалуй, впервые уда-лось пригласить к обсуждению этой явноперезревшей проблемы столь высокопо-ставленных представителей Минприроды,как замминистра С.Е.Донского и заместителя руководителя Роснедр В.Н.Бавлова.Содержание и тон выступленияС.Е.Донского свидетельствуют, что в ми-нистерстве появилась готовность учестьнекоторые из наиболее наболевших требо-ваний горняков. К сожалению, для преодоления нынешнего кризиса минерально-сырьевого комплекса России этого явнонедостаточно. Пока российская испол-нительная и законодательная властизанимаются «мелочовкой», наши кон-куренты не то что из стран Запада, нои из Китая и стран СНГ продолжаютпользоваться преимуществами своихнациональных законодательств для уве-личения отрыва в эффективности отроссийских сырьевиков.

фото

Материалы и иллюстрации предоставлены редакцией журнала «БЕРГ-Привилегии»


.