ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ СРОЧНЫХ МЕР ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА
С очередной констатации решающей роли ТЭК в развитии российской экономики начал свой доклад Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии (ИЭС). Участникам заседания была представлена концепция Стратегии долгосрочного развития нефтяной промышленности России до 2020 года, разработанная ИЭС, возглавляемым докладчиком. За базу была взята утвержденная правительством 13 ноября 2009 года «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».
Гендиректор института не стал задер живаться на детализации недостатков Стратегии, а сосредоточил внимание на наиболее острых проблемах развития нефтяной промышленности, требующих срочных мер государства: нерациональ ное недропользование и неудовлетворительная деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ); низ кий уровень коэффициента нефтеизвлече- ния (КИН); отставание в освоении новых нефтедобывающих районов (Восточная Сибирь, шельфы); низкая глубина пере работки сырья и низкое качество нефтепродуктов; низкий уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ); высокая степень износа основных фондов (до 80%); низкий уровень инноваций; слабо дивер сифицированная система нефтепроводов.
Уже сейчас нужны грандиозные капита ловложения: 21 трлн рублей необходи мо вложить в нефтегазовую отрасль за период 2010-2030 годов в соответствии с Энергетической стратегией, а в нефтепереработку - 1,5 трлн рублей. Чтобы до стичь этой цели, надо срочно повысить ин вестиционную привлекательность отрасли для иностранцев, в первую очередь путем предоставления им концессий на разра ботку новых месторождений. Давно пора, считает гендиректор Института энергетической стратегии, перейти и к междуна родным стандартам оценки запасов.
Далее В.Бушуев изложил детально раз работанный Институтом энергетической стратегии перечень мер государственной политики по совершенствованию развития нефтяного комплекса России до 2030 года.
- совершенствование законодательства о недропользовании;
- введение гибкой схемы налогообложе ния, стимулирующей освоение новых месторождений;
- применение более совершенных тех нологий;
- перевод нефтепереработки и нефтехи мии на инновационный путь развития;
- разработка эффективных механизмов регулирования биржевой торговли неф тью и нефтепродуктами.
Они, в частности, включают такие акту альные меры, как разработка среднесроч ных и долгосрочных программ геологораз ведочных работ (ГРР) в увязке со сроками и объемными показателями Генеральной схемы размещения предприятий нефте переработки и нефтехимии; создание системы государственного мониторинга участков недр федерального значения; предоставление владельцу лицензии -первооткрывателю месторождения - исключительного права на его разработку; разработка механизма продления прав пользования недрами для поиска место рождений углеводородов.
При разработке таких мер принципи альным, с точки зрения В.Бушуева, является учет предложений независимых экс пертов и самих нефтегазовых компаний. Такой комплекс мер физически не может быть разработан усилиями одного прави тельственного аппарата.
Выступивший первым в прениях начальник управления правового сопровождения разведки и до бычи Дирекции по правовым вопросам
ОАО «Газпром нефть», подчеркнул бросающийся в глаза разрыв между Энергетической стратегией как концептуальным документом и конкретными про блемами недропользователей. Причину этого разрыва господин Романенков видит в том, что представители нефтегазового комплекса устраняются от совместного об суждения концептуальных документов, а между государством и недропользователя ми отсутствует равный диалог. Создается впечатление, что обе стороны не слышат друг друга, поэтому и нет конкретных ре зультатов.
Собравшимся Рустам Романенков задал один из главных вопросов: Для того чтобы они приноси ли результат, необходимо учитывать не только чего хочет государство, но и чего хотят нефтяные компании. Чего хочет го сударство, тоже не совсем ясно. «Газпром нефть» активно работает с Министерством природы и решает локальные проблемы. Однако прогресса в решении системных проблем нет. Поэтому Р.Романенков вы сказал предложение создать специальную площадку для диалога между представи телями государства и нефтяных компаний по концептуальным проблемам недро пользования.
В этом же ключе высказался ведущий на учный сотрудник Института комплексного освоения недр РАН Он в очередной раз подчеркнул необходи мость разработки закона о нефти и нефтепереработке, который является обязатель ным элементом законодательства стран с развитой нефтедобычей. По его мнению, большинство проблем отрасли связано с отсутствием нормальной законодательной базы и нежеланием органов государствен ной власти работать над ней.
Ярким примером отсутствия нор мально проработанной государствен ной политики, по мнению Михаила генерального директора научно-консалтинговой компании «СРП- Экспертиза», является и ситуация вокруг законодательства по СРП в России (режим совместного раздела продукции.
В результате своим компаниям не хватает средств, а порой и технологий для освоения более труднодоступных место рождений, а иностранные инвесторы бо ятся вкладывать средства из-за отсутствия законодательной базы для СРП. В то же время этот режим широко и успешно применяется в Китае и Индии.
ошибкой авторов Энергетической стратегии России считает генеральный директор ОАО «НК «Роснефть» - Кабардино-Балкарская топливная компания». В своем выступле нии он привел данные Энергетической стратегии России по Южному федераль ному округу (ЮФО), где прогнозируется снижение прироста разведанных запасов, а также снижение добычи нефти и газово го конденсата с нынешних 12,4 млн т до 7,87 млн т к 2030 году. А непосредственно в Северо-Кавказской нефтегазоносной про винции прогнозируется снижение добы чи, соответственно, с 4,3 млн т до 2,7 млн т. показателей нефтедобычи по ЮФО и Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции является недостаточный объем затрат на геологоразведочные работы и, соответственно, недостаточные объемы сейсморазведки и глубокого поискового иразведочного бурения на нефть.Между тем, по сообщению ВалерияКарданова, потенциал нефтедобычи в Северо-Кавказской нефтегазоносной про- винции далеко не исчерпан. Несмотря на то что Северо-Кавказский регион с его уникальным геологическим строением достаточно хорошо изучен глубоким буре- нием и сейсморазведкой до относительно легко доступных глубин 4-5 тыс. м мезо-зойского комплекса отложений, он оста- ется высоко перспективным в открытии средних и крупных залежей нефти, газа и газоконденсата в подсолевых отложениях верхней Юры на глубине 6-7 тыс. м, про- гнозные ресурсы которых оцениваются многими сотнями млн т условного топли-ва. Это позволяет прогнозировать не паде-ние добычи, а ее наращивание, тем боле что увеличение затрат на более глубокое бурение с лихвой окупается наличием уже готовой развитой инфраструктуры, трудо-вых ресурсов, квалифицированных науч-ных и производственных кадров, а также близостью потребителя. Валерий Карданов уверен, что новей- шие технологии глубокого бурения и сейс- моразведки дают основания полагать, что добыча сырья в Северо-Кавказской не фтеносной провинции и на территории Южного федерального округа может быть увеличена. Работу здесь облегчает наличие относительно развитой инфраструктуры и потребителей.
Виктор Калюжный, заместитель пред- седателя Высшего горного совета и член Совета Союза нефтегазопромышленни- ков россии, в своем выступлении коснулсдвух проблем: отсутствие поддержки госу- дарством малого бизнеса в нефтедобычеи нефтепереработке и состояние ресурс ной базы страны. По его мнению, госу-дарственная политика создания наиболееблагоприятных условий для самых круп- ных нефтяных компаний привела сейчас кпрактически полному уничтожению мало- го бизнеса в отрасли. В результате создался монополизм в ресурсном бизнесе.
Большую тревогу у Виктора Калюжного, бывшего министра топлива и энергети- ки России, вызывает состояние ресурсной базы нефтяной промышленности. На се- годняшний день осталось всего около 4 млрд т активных запасов. При продолжаю- щемся увеличении добычи и экспорта рез- ко сократились объемы разведочного буре- ния. В подтверждение В.Калюжный привел такие цифры: если в СССР ежегодно бури- ли 44 млн м, то в последние годы - толь- ко 15-16 млн м. Резко сократилось и раз- ведочное бурение: с 4 млн м до 1,5 млн м. В итоге, по мнению В.Калюжного, добы- ча нефти всех крупных компаний, кроме «Роснефти», с 2011 года будет падать на 5-10% ежегодно.Чтобы предотвратить это, необходимо в первую очередь реформировать системууправления нефтяной промышленностью, Аппарат Министерства энергетики РФ в составе 300 человек физически не сможетрешить весь комплекс проблем отрасли, Озабоченность грядущим сокращени- ем ресурсной базы выразил и Анатолий Дмитриевский, генеральный директор Института проблем нефти и газа РАН,академик РАН. По его оценке, при ны-нешних объемах ГРР к 2017-18 годам объем добычи нефти «может рухнуть на 150-180 млн т». И сейчас надо ориенти-ровать руководство государства на укре- пление нефтяной промышленности и на ресурсно-инновационное развитие страны.
По мнению Натальи Шуляр, гене- рального директора издательского дома «ИнфоТЭК», которая вместе с В.Бушуевым участвовала еще в написании первой Энергетической программы СССР в 1981году, при разработке документов, подоб- ных Энергетической стратегии России, надо идти от прогнозов потребления и топливно-энергетического баланса. Но в нашей стране никто пока не слушает потре- бителя. К сожалению, проведенные ранее консалтинговой компанией «ИнфоТЭК» исследования потребления мазута, напри-мер, показали недостоверность офици- альной статистики на 30-50%. Говоритьо серьезном планировании и разработке стратегии развития при подобной степени достоверности статистики бессмысленно.
Но в этом виноваты не разработчики концепции долгосрочного развития нефтяной промышленности России, а отсутствие в стране надежной системы сбора достовер ной экономической информации.
Свое выступление о наивности строить стратегию, не анализируя потребности, Наталья Шуляр завершила вечно бодрящей россиян фразой: «Самое главное достояние нашей страны - это замечательные люди, которые невзирая на тысячи препятствий продолжают созидать!»
Любопытно узнать, какие инопланетяне чинят нам перманентные препятствия?
Ю.К.Шафраник
Обсуждая проблемы развития россий ской нефтянки, участники дискуссии не могли пройти мимо последствий аварии на платформе ВР в Мексиканском заливе. при этом обратил вни мание на ситуацию с буровыми работами и проектами строительства трубопроводов по дну Каспийского моря. Он считает, что необходимо срочно обратить внимание на соблюдение требований безопасности в этом уникальном районе обитания осетро- выхрыб. В противном случае «Кашаган-это будущая трагедия Каспия» (Кашаганское месторождение - супергигантское нефтегазовое месторождение Казахстана, рас положенное на севере Каспийского моря. Относится к Прикаспийской нефтегазо носной провинции. Открыто 30 июня 2000 года скважиной «Восток-1».
Его поддержал и кото рый напомнил, что в СССР этот район был запретной зоной, и сейчас «есть только раз говоры о контроле», а настоящего контроля нет. Каспий - это уникальная природная кладовая, и нельзя допустить, чтобы это место обитания осетровых пострадало от какой-либо ошибки нефтяников.
Несмотря на довольно неоптимистическую картину, вызревшую от сопоставления содержания официальной Энергетической стратегии России и отношения государства к нефтяной промыш ленности с ближайшими перспективами и реалиями, председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник призвал участников заседания «не впадать в уныние, а продол жать исполнять свой гражданский и профессиональный долг и самим проявлять инициативу».
Краткое перечисление только наиболее актуаль ных документов, которые необходимо срочно разработать, - а к ним относят ся: Минерально-сырьевая стратегия, Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности, Стратегия освоения Арктической зоны, Стратегия освоения шельфа, Стратегия развития Дальнего Востока - показало, что для нор мализации ситуации нужно проделать громадную работу. Ю.Шафраник считает, что уже в ближайшее время нефтяные компа нии и эксперты должны дать конкретные предложения по оценке ресурсной базы страны, комплексной программе добычи нефти и газа, нефте- и газопереработке, источникам финансирования.
В итоге совместного заседания было принято решение поручить рабочей группе, созданной Комитетом ТПП РФ и Советом СНГП, обобщить до 22 июня 2010 года все предложения и рекомендации, высказанные в ходе обсуждения, и поручить Комитету ТПП РФ и Совету СНГП направить обобщенные предложения и ре комендации в Министерство энергетики РФ для использования в разработке проек та Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года.
Материалы и иллюстрации предоставлены редакцией журнала «БЕРГ-Привилегии»