1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса;
2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
Согласно пункту 5 вышеназванного Перечня, расходы на приобретение и передачу электроэнергии с целью обеспечения подачи воздуха в шахту и удаления шахтных газов могут включаться в сумму расходов, осуществленных налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при условии ведения раздельного индивидуального учета электроэнергии потребителями.
Согласно пункту 136 раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», определение объема потребления электроэнергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электроэнергии, а также фактических потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
с использованием приборов учёта электроэнергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учёта;
при отсутствии приборов учёта и в определенных случаях – путем применения расчетных способов, предусмотренных названным документом.
Таким образом, по мнению ФНС России, при отсутствии отдельных приборов учёта электроэнергии, израсходованной на обеспечение безопасных условий и охраны труда, организации, применяющие вычет, предусмотренный статьей 343.1 Кодекса, могут уменьшить сумму НДПИ на расходы, осуществленные на приобретение и передачу электроэнергии с целью обеспечения подачи воздуха в шахту и удаления шахтных газов, в случае определения размера указанных расходов расчетным способом исходя из максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств, установленной в техническом паспорте или иной технической документацией производителя, фактического количества часов их работы в расчетном периоде по данным приборов, измерительных комплексов или систем учета, а так же технически обоснованного коэффициента использования максимальной мощности (средней рабочей мощности) устройств в процессе их работы, при условии, что учёт и принципы расчёта этих расходов отражены в учётной политике для целей налогообложения организации.
Вместе с тем в целях проверки правильности применения налоговых вычетов связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда, в случае отсутствия отдельных приборов учёта данной электроэнергии, на основании положений статей пунктов 6 и 9 статьи 88 Кодекса налоговые органы в рамках камерального контроля вправе истребовать у налогоплательщиков расчёт этих расходов.
Также, на основании положений статьи 89 Кодекса, во время проведения выездной налоговой проверки, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, применяющих вычет по НДПИ, документацию (технические паспорта) на приборы, задействованные для обеспечения безопасных условий и охраны труда, в случае отсутствия отдельных приборов учёта затраченной на них электроэнергии.
Кроме того, налогоплательщик при самостоятельном выполнении работ, касающихся функционирования систем проветривания горных выработок, бурения скважин, водоотлива, водо – и теплоснабжения, мероприятий по предупреждению горных ударов, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда при добыче угля, вправе включать в налоговый вычет, уменьшающий сумму НДПИ, все расходы на выполнение указанных работ, включая расходы на оплату труда.
Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 25.06.2013 № 03-06-05-01/23842).