Материалы

03мая
2014

Мощь нефтегазового локомотива — в новых маршрутах

02.05.2014

На выездном заседании в Тюмени комитет Совета Федерации РФ по экономической политике обсуждал сегодняшнюю роль топливно-энергетического комплекса Западной Сибири в развитии экономики России. От Сибирского отделения РАН слово было предоставлено научному руководителю Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН академику Алексею Эмильевичу Конторовичу, который передал в редакцию СОРАН.Info краткие тезисы своего выступления.


DSC_2768_0.jpg
Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс в течение почти полувека является главной сырьевой базой энергетики, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России. Он был тем локомотивом, который позволил России выйти из глубочайшего, не имеющего аналогов в мировой истории, системного кризиса, который пережила наша страна в 90-е годы ХХ века и кризиса 2008-2010 гг. Сегодня этот комплекс вступил в зрелый этап своего развития, для которого характерны две главные особенности.
Первая. Добыча традиционной нефти в Западной Сибири падает. Объектом разработки на новом этапе являются сильно обводненные месторождения, на начальной стадии гигантские и крупные (сегодня на этапе падения эксплуатации), а также средние и мелкие объекты, месторождения с трудно извлекаемыми запасами. Глубина залегания разрабатываемых залежей увеличивается. Вторая особенность: в Ямало-Ненецком автономном округе быстро растет газодобыча на крайнем Севере, на полуострове Ямал, и извлечение нижнемелового конденсатного жирного газа в Надым-Пурском междуречьи.
Эти две особенности объективно ведут к удорожанию продукции, делают необходимым изменение структуры нефтегазового комплекса, его переход на новые, истинно инновационные, и при этом высоко затратные технологии. При выполнении такого условия нефтегазовый комплекс Западной Сибири может и должен сохранить свое значение локомотива экономики России. Однако, роль его как донора бюджета должна сокращаться. Для сохранения рентабельности нефтегазовый комплекс требует не очередных «налоговых льгот», а коренного пересмотра всей системы фискального обложения с учетом нового состояния сырьевой базы и ухода на Север. В широком кругу специалистов конкретизировать эти выводы нет необходимости. Поэтому я сосредоточусь на вопросе о том, какие действия следует предпринять, чтобы обеспечить эффективное и устойчивое развитие Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и сохранение его ведущей роли в новой, инновационно ориентированной, экономике России ближайших десятилетий.


В Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) с 2007 по 2013 годы добыча традиционной нефти в области упала на 26,8 миллионов тонн и составила 286,4 млн. тонн. По прогнозам к 2020 году она уменьшится до 230-240 млн. тонн в год. Для сокращения темпов падения нефтедобычи необходимо:
— изменить систему налогообложения, создать экономические стимулы для рентабельной разработки трудноизвлекаемых запасов нефти, мелких месторождений, малодебитных скважин (до 70% от эксплуатационного фонда);
— увеличить неоправданно низкие инвестиции нефтегазовых компаний в геологоразведку. В 2013 году в ЯНАО и ХМАО в пробурено глубоких поисково-разведочных скважин в 5-6 раз меньше, чем бурили геологи в 1985-1990 годах.

DSC_2876_0.jpg

Для удовлетворения спроса промышленности и населения в нефтепродуктах и стабильного наполнения бюджета страны особое внимание должно быть уделено ресурсосбережению и рациональному использованию нефти. Необходимо обеспечить увеличение глубины её переработки до 90-95% и принять меры к замене нафты, как сырья для нефтегазохимии, на этан и пропан-бутановую фракцию свободного и попутного нефтяного газов. Реализация таких мер обеспечит экономию и рациональное использование до 30-50 миллионов тонн нефти в год. Этот переход должен стать крупнейшим, осуществляемым при регулирующей роли и поддержке государства, инвестиционным мегапроектом, который обеспечит перевод российской экономики с сырьевой на иновационно-сырьевую траекторию развития.
В стадию модернизации уже вступает газовый комплекс Западной Сибири. Принципиально меняется состав извлекаемого газа. В Надым-Пурском междуречьи при вводе в разработку нижнемеловых залежей объектом добычи стал конденсатный жирный газ. В ближайшее время его добыча в ЯНАО составит 140-160 млрд. кубометров в год. Из этого объёма можно будет получать 22-27 млн. тонн конденсата, 15-17 млн. тонн этана и 14-16 млн. тонн пропан-бутановой фракции. Россия впервые получает возможность развить отечественную нефтегазохимию по наиболее эффективной схеме, давно используемой в США и Канаде и реализуемой сегодня в Иране и Катаре. По этой схеме пиролизу для получения этилена подвергается не нафта, а этан. Используя новую сырьевую базу, опираясь на мировой опыт и отечественную науку, Россия получает возможность сэкономить нефть за счет нафты, используемой в нефтехимии. У отечественной индустрии появляется шанс одновременно создавать новые, мирового уровня, и расширять уже действующие нефтегазохимические кластеры в Западной Сибири (ЯНАО, ХМАО, юг Тюменской и Томская область), в Приволжском регионе (Республики Башкортостан, Татарстан, Самарская область), а также на Северо-Западе России.
Для решения комплекса стратегических задач требуются программы и решения национального уровня. Поэтому я обратился к участникам совещания с предложениями в проект резолюции. Следует поручить Министерству природных ресурсов (МПР) и Минэнерго России разработать в рамках партнерства государства и бизнеса программу ускоренного геологического изучения, оценки ресурсов, подготовки запасов, создания эффективных технологий разработки залежей нефти в баженовской свите как главного, в перспективе, объекте прироста запасов и увеличения добычи нефти в Западной Сибири.

609px-Западная_Сибирь_0.jpg

МПР при выдаче и корректировки лицензий на право пользования недрами, а также при утверждении технологических схем и проектов разработки нефтяных месторождений надо уделять особое внимание мерам по ускоренной и качественной доразведке месторождений, переводу запасов категории С2 в категорию С1 и обеспечению максимально высоких и экономически оправданных коэффициентов извлечения нефти.
В контексте реализации стратегии инновационного развития экономики России необходимо разработать программу рационального и эффективного использования нефти в экономике Российской Федерации путем увеличения глубины переработки нефти на НПЗ до 90-95% и замены в нефтегазохимическом производстве нафты, как сырья для пиролиза, на этан и пропан-бутановую фракции. Вместе с этим требуется принять на государственном уровне программу развития в России нефтегазохимиии путем ускоренного строительства в Ямало-Ненецком автономном округе газоперерабатывающих заводов с мощностью переработки природного конденсатного газа 140-160 млрд. м3 в год, создания системы транспорта для подачи на юг Тюменской области, в районы Урало-Поволжья и на Северо-Запад России этана, широкой фракции летучих углеводородов (ШФЛУ), пропан-бутановой фракции, и формирования системы нефтегазохимических кластеров в Западной Сибири, Поволжье и на Северо-Западе России. Следует принять меры к развитию на базе достижений российской науки производства катализаторов, нефтегазохимического оборудования, а также ускорить вывод на полную мощность Новоуренгойского газохимического комплекса.
Минфину и Минэнерго России необходимо разработать комплекс мер, стимулирующих
— разработку и широкое внедрение технологий поисков, разведки, подсчета запасов и разработки залежей нефти в баженовской свите с целью доведения объемов добычи из этого объекта до 25-30 млн. тонн в год;
— рентабельную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти, мелких месторождений, малодебитных скважин (до 70% от эксплуатационного фонда).
Предлагаю обратить внимание Правительства Российской Федерации на то, что затягивание вопроса о запуске этих мегапроектов приведет к безвозвратной потере уникального и особо ценного сырья. Как показывает мировой опыт, реализация крупных нефтегазохимических программ экономически оправдана лишь тогда, когда от момента принятия решения до пуска промышленных кластеров проходит не более 4-5 лет.
Целесообразно просить Президента и Правительство России рассмотреть вопрос об инвестировании этих мегапроектов за счет Фонда национального благосостояния и, возможно, резервного фонда.

http://www.copah.info/articles/opinion/moshch-neftegazovogo-lokomotiva-v-novykh-marshrutakh

.