Эксперты подчеркивают: нефть, поступающая с новых месторождений, – это, в основном, шельфовая нефть. Чтобы не остаться в стороне от нового тренда, Соединенные Штаты в 2010 году отменили двадцатилетний мораторий на разработку месторождений прибрежного шельфа. И даже авария на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в том же 2010 году, которую Барак Обама назвал "самой страшной экологической катастрофой, с которой сталкивалась Америка", не заставила власти страны отступить от этого решения.
Россия тоже включилась в эту гонку. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в нашей стране есть три региона, где ведется шельфовая добыча, – это Сахалин (проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2"), Калининградская область и север Каспийского моря:
"На «Сахалине-1» работают консорциумы иностранных компаний с участием российских. На "Сахалине-2" Газпром имеет контрольный пакет. "Сахалин" – очень удачный проект. Это пример того, как мы можем вовлекать новые территории, и это проект, который доказывает, что ТЭК и инновации – совместимые вещи. Там построен завод по сжижению газа, абсолютно прорывной с точки зрения технологических решений".
Скачать
Правда, заметил Константин Симонов, для ведущей нефтегазовой страны иметь всего три региона, где ведется шельфовая добыча,– непростительно мало. Разработку шельфа надо стимулировать – это одна из задач государства. О том, какие шаги предпринимает в этом направлении правительство, говорил на Петербургском форуме замминистра энергетики Российской Федерации Павел Федоров:
"Двенадцатого апреля этого года, тогда ещё премьер-министр, а сейчас президент Российской Федерации подписал распоряжение, которое устанавливало основной принцип стимулирования разработки шельфовых проектов. В том числе оно касалось и Карского моря. Здесь уже ведутся серьёзные сейсмические работы. Запланированы мероприятия, которые позволят не только выполнить, но и перевыполнить лицензионные обязательства в части работы в Карском море".
Скачать
Обратная сторона шельфовых проектов – высокая себестоимость и большие экологические риски. Упомянутую аварию в Мексиканском заливе экологи назвали "нефтяным Чернобылем". Компания ВР, корой принадлежала скважина, понесла убытки в десятки миллиардов долларов.
Высокие риски и дороговизна заставляют некоторых российских экспертов говорить о преждевременности массированного освоения прибрежного шельфа в нашей стране. Комментарий профессор Института нефти и газа им. И.М. Губкина Борис Туманян:
"Разработку шельфа, как я всегда говорил, нужно оставлять для потомков. Потому что шельф сегодня – очень тяжелые вложения. Однако исследования надо начинать и продолжать, как делают наши коллеги".
Скачать
Ученый уверен, что в современном нефтегазовом секторе достаточно других не менее актуальных и важных направлений. Это так называемая тяжелая нефть и природные битумы. А главным приоритетом мировой энергетики, по мнению эксперта, может стать газовое направление.
http://rus.ruvr.ru/2012_09_20/Razrabotku-shelfa-nuzhno-ostavit-dlja-potomkov/