Материалы

20апреля
2011

Ю.Н.Малышев

I Проблема
государственной важности -развитие угольной промышленности России
q1.jpg

Ю.Н.Малышев,

президент НП «Горнопромышленники России», президент Академии горных наук,член-корреспондент РАН

НАРЯДУ С ПРОБЛЕМАМИ. ПОЛНОСТЬЮ НЕ РЕШЕННЫМИ И ОБОСТРИВШИМИСЯ ЗА ПРОШЕДШИЕ ГОДЫ. ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ. ЗАТЯГИВАНИЕ С РЕШЕНИЕМ КОТОРЫХ СОЗДАЕТ УГРОЗУ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Базовая реструктуризация уголь-ной промышленности сыгралабольшую роль в решении важней-шей социально-экономической проблемы-выводу отрасли из убыточного состояния, в котором она находилась к концу 80-х началу 90-х годов прошлого века, на устой-чивое функционирование. Впервые вистории отечественной промышленностибыли закрыты практически все неперспек-тивные и особо убыточные шахты и раз-резы, проведено массовое высвобождениеработников ликвидируемых предприятий,при этом удалось избежать социальноговзрыва. В результате существенно улуч-шились показатели производственной ифинансово-хозяйственной деятельностиугледобывающих предприятий, снизилисьаварийность и травматизм.Заданная реструктуризацией динамикастабильного развития угольных компанийпока еще сохраняется, однако, в последнеевремя в основном за счет благоприятнойвнешнеэкономической конъюнктуры.

Наряду с проблемами, полностью не ре-шенными и обострившимися за прошед-шие годы, появились новые, затягивание срешением которых создает угрозу энерге-тической безопасности страны. Угольнаяотрасль, ресурсный потенциал которойзначительно превосходит все другие виды ископаемого топлива, может столкнутьсяс серьезными трудностями не только си-стемного общеэкономического характера,но и с искусственно поддерживаемым дис-паритетом цен на энергоносители.Еще в августе 2002 года на заседанииПрезидиума Госсовета, одобрившего итогипервого этапа реструктуризации угольнойотрасли, Президент России В.В.Путин подчеркнул необходимость повышения ролиэффективного использования угольныхресурсов страны при определении стра­тегических ориентиров государственнойэнергетической политики.Главным фактором роста добычи и по-требления угля должно быть увеличениеего доли в структуре топлива тепловыхэлектростанций с 30% в 2002 году (ба-зовый показатель на момент разработкиЭнергетической стратегии) до 45 % в 2020году, при снижении доли газа с 65 до 54 %.Однако, несмотря на опережающийрост цен на газ (точка пересечения цен натонну условного топлива газ-уголь достиг-нута в середине 2005 года), в отечествен-ной теплоэлектроэнергетике по-прежнемусохраняется ориентация на вытеснениеугля. За истекшие годы его использованиеснизилось с 30 до 27% с одновременнымувеличением доли газа до 68%.Все более деформируется топлив-ный баланс страны, особенно в сравне-нии с развитыми странами. Германия,Великобритания, Япония используют газв быту, химии, одновременно сооружаятепловые энергоблоки на импортном угле,Китай ориентируется на увеличение ис-пользования угля, Индия строит крупней-шую в мире угольную электростанциюмощностью 12 тыс. мегаватт. В нашейже стране, даже в Сибири, самой богатойугольными ресурсами провинции мира,угольные энергоблоки либо останавлива-ются, либо переводятся на газ. Со времениутверждения Энергетической стратегии неначато строительство ни одного угольногогенерирующего блока. Не решается также вопрос увеличения производственныхмощностей по добыче коксующихся углейдефицитной марки «ж».Потребление угля ЖКХ и населением,особенно в селах, растет темпами 8-10% вгод, что в целом следует рассматривать какположительную тенденцию. В то же время Крупнейшим источником электриче­ства во всем мире является уголь, бла­годаря которому в 2001 году было про­изведено 35% электричества, к 2025 году эта цифра должно дойти до 31%. По производству электричества тепло-элетростанции занимаются первое ме­сто, гидроэлектростанции - второе, а третье - ядерные станции. Наверху: этот ночной снимок Земли был состав­лен более чем из 400 снимков спутника. (NASA).

Проведение на государственном уровне ли­нии на сплошную газификацию села, в том числе в угольных регионах, вряд ли обосно­вано. Эксперты полагают, что инвестиро­вание бюджетных средств в газификацию села угледобывающих регионов, по край­ней мере, в ближайшей перспективе, неце лесообразно, в каждом конкретном случае необходимы тщательные экономические обоснования, разработка механизмов их реализации и контроля. Ориентация на газ как единственный источник топлива дела ет всю энергосистему страны менее устой чивой.

Сегодняшнее пренебрежение к углю ве­дет не только к застою в развитии отрасли, но и к еще более резкому отставанию в раз витии современной технологии его сжига ния. Уже сейчас КПД использования энер гетического потенциала угля, например на электростанциях ФРГ - 50%, у нас -в лучшем случае 30%.

Более углубленной проработки требует намечаемое расходование около $50 мил лиардов бюджетных средств на строитель ство 40 энергоблоков на ядерном топливе. В Европейской части страны атомная энер гетика должна, безусловно, развиваться, но в разумных границах, определенных Энергетической стратегией. Технически это целесообразно лишь при освоении строительства ядерных реакторов на бы стрых нейтронах, поскольку действующие технологии ядерной энергетики не обеспе чены необходимыми ресурсами уранового топлива. На Зауральских же территориях гораздо дешевле обошлись бы налогопла телыцикам полная загрузка имеющихся и строительство новых угольных электростанций, также как и возврат станций сжигающих газ, на проектное угольное топливо. Только за счет этих мероприятий можно высвободить около 41 млрд кубометров газа в год, частично направив его на экспорт в страны АТР и окупив, таким об разом, затраты на их осуществление.

Важнейшее место в реализации государ ственной стратегии в угольной отрасли за нимает совершенствование нормативно правовой базы, призванной обеспечить эффективное использование топливно энергетических ресурсов страны. Прежде всего, это касается перехода на рентные принципы налогообложения добычи ми нерального сырья, обеспечения некор рупционных процедур получения прав на разведку и разработку месторождений по-лезных ископаемых, упрощения порядка исокращения сроков выдачи лицензий, осо-бенно по приграничным и нижележащимучасткам, смежных с горными отводамидействующих шахт. К сожалению, вопро-сы создания эффективной правовой базынедропользования решаются федеральны-ми структурами недостаточно квалифици-рованно. К примеру, нежелание перейти,наконец, от плоской шкалы к дифферен-циации налогообложения на основе ран-жирования месторождений по факторамтехнологии разработки, их сложности,геолого-экономических характеристикприводит к парадоксальной ситуации, ког- да базой для ресурсных платежей служитне данная природой рентабельность запа-сов, а издержки производства. Так, НДПна 1 тонну угля при подземной его добычев 2 раза выше, чем при открытой.

Следует обратить серьезное внимание нато, что ряд положений программы первогоэтапа реструктуризации угольной отраслиреализуется с отставанием, не в полноймере. В первую очередь это касается пере-селения семей шахтеров из ветхого жильяи создания новых рабочих мест для высвобожденных в результате реструктуризациишахтеров. Хотя шахтерские города и посел-ки получили более 14 тысяч рабочих мест,однако безработица, особенно в моногоро-дах, все еще сохраняется. Для переселенияиз ветхого жилья принята федеральнаяпрограмма «Жилище», но финансируетсяона на уровне 20% от потребности.Не погашаются долги, которые образова-лись при закрытии шахт и создании новыхрабочих мест, а также в ходе сноса ветхогожилья в шахтерских городах. Вследствиечего большинство угольных компаний ис-пытывают, несмотря на обеспечение теку-щей рентабельности, серьезные трудноств сфере инвестиций. Не решены вопросыболее эффективного использования рабочего времени шахтеров, которое остаетсясамым низким среди всех угледобывающихстран. Это негативно отражается на уровнезаработной платы горняков, которая несопоставима с зарубежными странами, а ере-ди промышленных отраслей России пере-местилась на седьмое место.

В Европе спрос и цены на каменныйуголь растут. Однако российский экспортограничен возможностями морских пор-тов, провозной способностью железныхдорог, растущими ежегодно тарифамина железнодорожные перевозки. Назреланеобходимость введения экономическиобоснованных железнодорожных тарифов, увязка их с конъюнктурой мировыхрынков, применение сезонных льготныхтарифов на период массовой завозки угляпри подготовке экономики страны к зим-ним периодам, расширение угольных тер-миналов портов Мурманска, Восточный,Ванино, Усть-Луга.Проблема государственной важности -возобновление реализации законсервированных с конца 80-х годов научно-технических и проектных решений попередаче энергии из Сибири на запад ивосток страны. В их числе работы по лниям электропередачи сверхвысокого напряжения и трубопроводному транспортуводоугольной суспензии (ВУС). Китай, поимеющимся данным, уже начал его широ-комасштабное использование.

Основные перспективы угольной энер-гетики страны связаны с Сибирским фе-деральным округом. Государственнаяподдержка здесь стала бы дополнитель-ным стимулом реализации утвержденнойв 2002 году «Стратегии экономическогоразвития Сибири». В любом случае, дляСибири нужна развязка транспортнойпроблемы, в том числе межрегиональныхжелезнодорожных перевозок, связанных сдополнительными поставками угля на те-пловые электростанции Урала и Центра, атакже в морские порты. По расчетам, провозную способность железных дорог, глав-ным образом в западном направлении, не-обходимо увеличить на 90 млн тонн в год.Эти и некоторые другие проблемы болееэффективного развития угольной отраслитребуют специального рассмотрения, по-скольку от их своевременного решения взначительной мере зависит успешная реа-лизация социально-экономической поли-тики нашего государства,Горное сообщество заявляет о своей го-товности принять в этом непосредствен-ное участие, в том числе в формированиигосударственно-правовых и социально-экономических механизмов рыночногосаморазвития угольной отрасли, преждевсего, в области стимулирования платеже-способного спроса на угольную продукциюв топливопотребляющих секторах россий-ской экономики.

Материалы и иллюстрации предоставлены редакцией журнала «БЕРГ-Привилегии»


.