Материалы

18марта
2013

Владимир Борисов: Система подготовки кадров для ТЭК требует революционных преобразований

18.03.2013

При торгово-промышленной палате Тюменской области создан комитет по вопросам профессионального и бизнес-образования. Новую структуру возглавил ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов. В состав комитета, в частности, вошли заместитель директора департамента труда и занятости населения Тюменской области Вадим Смолин и президент Тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор МП «ГеоИнТЭК» Владимир Борисов.
Агентство нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс» попросило Владимира Александровича прокомментировать новость о создании комитета и ситуацию с подготовкой кадров для ТЭК, в целом.

borisov.jpg 
- Владимир Александрович, практически все предприятия нефтегазовой отрасли в той или иной степени сталкиваются с кадровой проблемой. Чем комитет поможет в ее решении?

- Кадровая проблема вызвана не только нехваткой специалистов, но и качеством их подготовки. Откровенно скажу, что органы власти в полной мере не знают, как изменить ситуацию. Но все понимают, что мы зашли в тупик. Парадокс: молодой человек учился пять лет, но когда он приходит на производство, новоиспеченного специалиста нельзя направить на промысел, так как у него, к примеру, нет допусков к работе с нефтяным оборудованием. Да и практических навыков недостаточно. Значит, деньги, потраченные на его обучение, использованы крайне неэффективно. Предприятия вынуждены переучивать выпускников. И нефтяные компании в данном случае совершенно справедливо выдвигают дополнительные требования по подготовке специалистов.
Выход я вижу в реформировании как высшей школы, так и системы среднего профессионального образования. Подготовку кадров среднего звена мы также упустили – и бизнес сегодня это чувствует на себе.

- Каким должен быть первый шаг?

- Комитет должен, в первую очередь, поставить правильный диагноз, причем сделать это необходимо с учетом специфики региона. Правильно поставим диагноз, значит, правильно разберемся и в причинах – где виновата высшая школа, где недорабатывает бизнес, где недостаточно продумана роль государства. Тогда лечить будет проще.
Это непростая задача, которая потребует усилий всего общества. Необходимы круглые столы, дискуссии в СМИ. Но эти обсуждения должны быть максимально откровенными.
А лечить нужно всю систему профессионального образования – от высшей школы до подготовки кадров среднего звена.

- Что можно сделать, чтобы уже сейчас учебный процесс был максимально ориентирован на практику?

- Предприятиям нужно активнее сотрудничать с образовательными учреждениями и в обязательном порядке принимать студентов на практику, начиная уже с третьего курса. В вузах нужно формировать производственные бригады, наподобие стройотрядов. Такие студенческие коллективы будут выезжать на предприятие со своими преподавателями, а компании, в свою очередь, должны предоставить им полигон для исследований. Пусть это будут исследования на скважинах, где студенты знакомились бы с пуско-подьемными работами, с методикой отбора проб. Пусть это будет работа в лабораториях, где также не хватает специалистов. И бизнес, беря на себя часть процесса подготовки-переподготовки кадров, должен стать неотъемлемой частью госпрограмм этих направлений. Необходимо понимание того, что без участия бизнеса в образовательном процессе, ситуация коренным образом не изменится.

- Провалы в образовании приводят и к тому, что отечественная промышленность теряет свои позиции. Тот же рынок нефтесервисных услуг – на нем все активнее работают зарубежные компании.

- Мы вступили в ВТО. Говоря спортивным языком, нас приняли в высшую лигу. Но от одного этого факта наше мастерство не выросло. Когда-то наш народ был самым образованным в мире, и это давало результат.
Сейчас количество выпускников выросло настолько, что можно говорить о всеобщем высшем образовании. Но само образование при этом девальвировалось. Многие, получив диплом, даже не работают по специальности.
В то же время высшая школа не всегда чувствует требование времени.
Она должна быть законодателем моды. А бизнес - только потребителем. Именно высшая школа должна разрабатывать и предлагать идеи и технологии. Необходимо стимулировать научную деятельность преподавателей, чтобы вузы становились крупными научными центрами. Тогда у нас все получится. 
И вторая составляющая процесса - переподготовка кадров. Специалисты должны регулярно обновлять знания. Государству нужно закладывать на это определенные средства. 
Впереди нас ждут очень интересные, революционные преобразования, как в высшей школе, так и в профессиональном образовании.

http://angi.ru/news.shtml?oid=2798718#ttop

.