- Если выражаться мягко, я ситуацию оцениваю, как не дальновидную, не эффективную, не продуманную, нанёсшую большой вред стране. Мы разучились строить самолёты, у нас падают ракеты, на реках не видно новых теплоходов, а старые тонут с людьми, на строительстве дорог вместо российской техники работает японская и немецкая, Саяно-Шушенская эпопея только чего стоит. Продолжать можно бесконечно, но не хочется. Наша главная беда, на мой взгляд, состоит в том, что управление в стране на различных уровнях сосредоточено в руках некомпетентных людей. У нас реализуется лозунг 20-х годов прошлого столетия – «каждая кухарка может управлять страной». Экономисты, юристы, силовики, ветеринары, мебельщики, политологи управляют «развитием» важнейших отраслей промышленности, поставлены во главе крупных государственных или частных компаний и корпораций. К этому нужно добавить разгром отраслевой и академической науки, бегство из страны талантливых учёных, перспективной молодой научной поросли. В результате у нас нет никакой осмысленной государственной промышленной политики, есть огромная нефтегазовая игла, пустая трескотня о модернизации экономики страны и зашкаливающая коррупция. Если у страны нет более важной задачи, чем модернизация, то во главе процесса должны стоять лидеры-профессионалы нашего времени, как, например, в своё время Курчатов И.В., Королёв С.П., но не Сурков В.Ю., политолог.
- Наиболее сильно последствия финансово-экономического кризиса сказались на нефтесервисных предприятиях. Они до сих пор продолжают испытывать трудности, хотя российский ТЭК развивается достаточно стремительно. Нефтедобывающие компании выходят на новые территории, закупают оборудование, прибегают к услугам сервисных предприятий. Почему же россйиский рынок сервиса по-прежнему в упадке?
- Российский рынок нефтегазового сервиса ёмкостью в $ 16-20 млрд. в год наши государственные мужи проигрывают из-за своего невежества. В нефтегазовой сфере России извне была навязана политика «освобождения от непрофильных активов», которую не компетентные младореформаторы рьяно стали реализовывать. В результате нефтегазовый сервис был отторгнут из состава нефтегазовых компаний, дезинтегрирован, потерял конкурентоспособность, утратил позиции на мировом сервисном рынке и в значительной доле поглощён иностранными сервисными компаниями. Если государство не примет экстренных мер, то в ближайшие 1-2 года российский рынок нефтегазового сервиса пройдёт точку не возврата и попадёт под полный контроль американских компаний Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. Вот тогда государство и добывающие компании окажутся перед печальным фактом свободного доступа иностранцев к стратегической информации о минерально-сырьевой базе, а нефтяные компании будут ещё за это платить по мировым ценам (в 5-15 раз дороже, чем сейчас). В более выгодном экономическом положении окажутся Сургутнефтегаз, Татнефть и Газпром, которые не поддались искушению по «освобождению от непрофильных активов», сохранили свой сервис и информационную безопасность.
На примере Китая можно убедиться, какая государственная политика в области нефтегазового сервиса более эффективна и выгодна как для страны, так и её граждан. Он не стал «освобождаться от непрофильных активов». Государственная политика китайского руководства в отношении нефтегазового сервиса ориентирована на обеспечение полной независимости от иностранного сервиса внутри страны и экспансию на мировой высокотехнологичный нефтесервисный рынок. Для этого Китай взял при вступлении в ВТО 8 лет на коренную модернизацию и реорганизацию своего сервиса. Работа была возложена на нефтегазовые компании Китая, привлечён военно-промышленный комплекс и выделены значительные финансовые средства для закупки лучших образцов мировой техники и технологий. За короткий срок сервисные компании были доведены до мировых кондиций. После этого на внутренний рынок Китая были допущены иностранные компании, но их конкурентоспособность по цене при том же качестве оказалась ниже китайских компаний. В результате доля иностранного сервиса на китайском рынке не превышает 4-5%. Отстояв свой рынок, китайский сервис вышел на мировой, потеснив Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford. В настоящее время он успешно работает в 28 странах на всех континентах, отвоевав примерно 6% мирового рынка и зарабатывая на высокотехнологичном сервисе ~$ 6 млрд.\год. Перспективы дальнейшего роста доли Китая на этом рынке весьма благоприятны с учётом антиамериканских настроений и отсутствия конкуренции со стороны России.
- Могут ли последние инициативы Президента Медведева улучшить ситуацию?
- Вряд ли. Президент Медведев в скором времени покинет свой пост. Какая политика будет у нового руководства страны мы пока не знаем. Процесс поглощения российского нефтегазового сервиса тем не менее продолжается. Хватит ли воли новым властям обратить вспять этот процесс в текущем году? Хотелось бы в это верить и готовы оказать необходимую помощь и поддержку со стороны профессиональных сообществ (ЕАГО, АИС, ЯГО и др.). Времени на раскачку практически не осталось. Будет очень обидно за державу, если власть допустит полного развала российского нефтегазового сервиса.
- Какие меры необходимо предпринять, чтобы переломить ситуацию?
- Выходить из сложившейся запущенной ситуации будет не просто. Вступление России в ВТО существенно усложняет задачу, но не все шансы исправить положение утрачены. Действовать должна власть энергично совместно с нефтегазовыми компаниями и крупным национальным бизнесом.
Во-первых, считаю целесообразным создать крупные многопрофильные национальные компании нефтегазового сервиса в составе Газпрома, Сургутнефтегаза, Зарубежнефти или Роснефти с передачей им сервисных активов, находящихся под контролем государства. Оснастить их современной техникой и технологией мирового уровня. Предоставить сервису возможности работать на конкурентных началах с любыми заказчиками в России и за рубежом. Во-вторых, на уровне государства необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для отечественных компаний нефтегазового сервиса, машиностроения, приборостроения и науки, а также осуществить защиту и поддержку деятельности национальных компаний нефтегазового сервиса на мировом сервисном рынке.
- Спасибо за интересную беседу.