Импортером коксующегося угля и теперьимпортирует уголь даже из Колумбии.Китайский фактор стал основополагаю-щим для оценки перспектив развития рын-ка угля. (Табл.1)В апреле-мае китайское правительствогрозит закрыть все мелкие шахты, и тог-да потребность в импортном угле ещеувеличится. А в целом, по данным главыДепартамента стратегии, управления ри-сками и корпоративному развитию СУЭКОлега Перцовского, внутреннее потребление угля в КНР к 2020 г. увеличится в 1,5раза. Сегодня Китай планирует покрыватьдефицит дополнительными поставками из ЮАР и Монголии. Одновременно все бо-лее важным рынком для российских углей становится Индия. В то же время в 2010году экспорт российских углей на Восток, по мнению редактора журнала «УгольРоссии» Натальи Борцовой, не вырастетиз-за инфраструктурных ограничений.
ВСЕ УПИРАЕТСЯВ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
Как считает член правления, заместитель гендиректора, директор по стратегиии корпоративному развитию СУЭК АннаБелова, ближайшие перспективы рос-сийской угольной отрасли определяются тем, что мировая экономика вступи-ла в период стационарного развития.Нынешний кризис носит структурныйхарактер и влечет за собой внедрение других технологий, переход к новымкритериям развития и механизмам ре-гулирования экономики. Госпожа Беловапривела данные о том, что при всех его не-достатках потребление энергетическогоугля является самым быстрорастущим вмире. По данным СУЭК-в последние годы -на 4,1% в год. В России увеличению потре-бления энергетических углей должна спо-собствовать планируемая на 2013-14 гг.либерализация цен на газ.В то же время наиболее актуальнымивызовами для российских угольщиковуже на протяжении многих лет остаются: - рост тарифов РЖД; -логистические ограничения в портах ина железнодорожных терминалах; - неопределенность в динамике вну- тренних цен на природный газ.По данным Анны Беловой, чтобы закре-питься на угольном рынке Японии, надо,например, увеличить портовые мощностина Дальнем Востоке с нынешних 30-40 млнт до 100 млн т и увеличить пропускную спо-собность Кузнецовского железнодорожноготоннеля до 25-30 млн т. В этом плане длянас примером является Китай, который в2009 году на развитие инфраструктуры на-правил 12% ВВП.По оценке начальника Департаментамаркетинга и развития «Новой перевозочной компании» Бориса Торбина, притранспортной составляющей в конечнойцене угля в 25-55%, решающую роль вконкурентоспособности российских углей на мировом рынке играет отсутствие аль тернативы железнодорожной транспорти ровке и конкуренции между операторами подвижного состава. По данным господи на Торбина, в 2009 году объем железно дорожных перевозок угля упал на 8,3%.
В качестве огромного потенциала повышения энергоэффективности угольной отрасли и российской энергетики в целом ведущий бан кир Департамента природных ресурсов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), привела данные по исполь зованию угольного метана, по запасам ко торого Россия занимает 3 е место в мире. Но пока лишь 25% российских шахт оборудованы системами дегазации. Будучи самым крупным инвестором в горнодобы вающую промышленность России (общая сумма кредитов - $2,4 млрд) ЕБРР готов увеличивать вложения в России с целью развития устойчивой энергетики.
Пессимистически оценил перспективы угольной генерации в России эксперт
Сегодня на АЭС производится 11% элек троэнергии, на ГЭС - 22%, а на тепловых электростанциях (ТЭС) - 68%.
Из них на газе работают 59% ТЭС, тогда как на угле - лишь 41%.
Проанализировав также сроки строительства угольных и газовых энергобло ков, Роман Алешинский сделал вывод, что в кратко- и среднесрочной перспективе газовая генерация в России остается более эффективной и ожидать выравнива ния условий ценовой конкуренции мож но лишь после 2020-25 гг.
Угроза сланцевого газа явно преувеличена. Резкий рост производства сланцевого газа в США обусловлен особенностями этой страны. Для Европы с ее высокой плотностью населения и промышленных объектов разработка месторождений сланцевого газа со значительными подземными выработками и применением больших объемов воды с последующим загрязнением подземных вод химикатами в ближайшей перспективе маловероятна.