30апреля
2016

Какие мифы о православной Пасхе пора разоблачить

30.04.2016

13094344_10206796430685668_8771011885146075828_n.jpg

Десятки тысяч паломников собрались в Иерусалиме для встречи схождения Благодатного огня; сотни тысяч верующих пришли в Великую субботу в храмы Русской православной церкви, чтобы освятить крашеные яйца, куличи, творожные пасхи; миллионы примут участие в праздничных пасхальных богослужениях или будут смотреть трансляцию пасхального крестного хода, пасхальной заутрени и Божественной литургии, которые совершит в Храме Христа Спасителя в Москве патриарх Кирилл.
И хотя праздник Пасхи давно уже серьезный информационный повод, о котором говорят и пишут, вокруг него до сих пор бытуют мифы, с которыми в канун Светлого Воскресения Христова Воскресенья, "РГ" решила разобраться.

Миф №1. К Пасхе надо заготовить куличи, покрасить яйца и все это принести на кладбище, чтобы помянуть усопших близких

Нет, ни в коем разе. Посещение на Пасху кладбища противоречит самой сути праздника Светлого Воскресения Христова, ведь Пасха - праздник победы жизни над смертью. Ни на Пасху, ни на следующей Светлой неделе (2-8 мая), умерших в Церкви даже не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят. И если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека хоронят по особому пасхальному чину.

Почему так? Вот что говорит на эту тему святитель Афанасий Сахаров: "О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску". Мы люди, и хотим мы того, не хотим, но даже самые воцерковленные, знающие назубок слова Символа веры "чаю воскресения мертвых", приходя на могилы близких, скорбят. Боль и горечь потери каждый раз оживает в нашем сердце, что естественно и понятно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствованиях: то ли искренняя скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, - Церковь уважает человека! - она же, Церковь, и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели.

Для поминовения усопших выделяется особенный день - ближайший день, когда в храмах служится полная литургия и накануне вечером может быть отслужена панихида. Такой ближайший день к Пасхе - вторник после Светлой седмицы, и называется он очень оптимистично - Радоница (10 мая), что не просто созвучно, но и одного корня со словом "радость". Традиция же приходить на Пасху на кладбище, приносить туда продукты и даже алкоголь появилась в годы советского атеизма. Вера была под запретом, церкви закрыты, и чтобы хоть как-то отметить главный христианский праздник, люди навещали могилы близких. Но для поминовений усопших еще будет время - кроме Радоницы в Церкви есть родительские субботы, всего их шесть, плюс недавно установленный день памяти погибших воинов, отмечаемый 9 мая.

Миф №2. Если не соблюдал Великий пост, то и на Пасху в храм идти нельзя

Можно и нужно. Если у вас не получилось поститься, если вы не смогли выбраться на богослужения Страстной недели, и даже если вы забыли, когда в последний раз причащался, вы все равно не отлучены от пасхальной радости Воскресения Христова. Да, конечно, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную литургию, не принимаем Тела и Крови Господних, причащаясь, мы, безусловно, сами себя отлучаем от Христа. Но как это ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких, называемых детьми "одиннадцатого часа". В праздник Воскресения Христова перед самым началом Божественное литургии в церквях торжественно читается знаменитое "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста". Это "Слово" несет в себе глубочайший богословский смысл. Но, даже не имея специальной подготовки, его нетрудно понять. Одно замечание: верующие здесь сравниваются с работниками, пришедшими в виноградник. Есть "работники первого часа" - пришедшие ко Христу раньше других, "работники третьего часа" - те, кто встретил Его позже, а значит, и преуспел на этой ниве меньше, "работники шестого часа, девятого" и, наконец, "работники часа одиннадцатого", - те, кто обрел Христа едва ли не в последний миг. Но все-таки обрел. Так вот, "Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста" читаемое в храмах, несет нам с одной стороны радостную, а с другой стороны, казалось бы, несправедливую, весть!

"Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим добрым и светлым торжеством. Кто благоразумен, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, да воспримет сегодня награду. Кто от первого часа делал, да получит сегодня долг. Кто к третьему часу пришел, благодаря, да празднует. Кто в шестом часе достиг, ни в чем да не усомнится, ибо ни насколько не будет удален. Кто лишился и девятого часа, да приступит, ни в чем не сомневаясь и не боясь. Кто только достиг в одиннадцатый час, да не устрашится замедления, любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого, упокоивает в одиннадцатый час пришедшего, так же, как делавшего от первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и одному дает, и другому дарствует, и дела приемлет, и намерения целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Потому-то все войдите в радость Господа своего... Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь... Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто же да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть..."

То есть Христова Любовь - жертвенная, действенная - уравнивает нас всех! Она выше земных представлений о справедливости.

Миф №3. В церквях на Пасху такое столпотворение, что присутствовать там невозможно, а, значит, из-за духоты и тесноты мне никогда в пасхальных богослужениях не поучаствовать

Начнем с того, что праздник Пасхи длится не один день, а сорок и заканчивается он накануне праздника Вознесения Господня (9 июня), то есть 8 июня. Праздник Воскресения Христова, начинаясь торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье, плавно перетекает в Светлую седмицу - первую неделю после Пасхи (2 - 8 мая). Вся Светлая неделя - как один день Светлой Пасхи, даже богослужения Светлой недели похожи на богослужения самой Пасхи, они так же торжественны, и если вы не сумели выбраться в храм в сам день Воскресения Христова, приходите туда в Светлую неделю. Эти первые восемь дней Пасхального торжества являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где "времени уже не будет".

Мария Городова

http://rg.ru/2016/04/30/kakie-mify-o-pravoslavnoj-pashe-pora-razoblachit.html

Вакансии

Сибнефтепроводу трбуется ведущий инженер отдела отдела эксплуатации нефтепроводов

Сибнефтепроводу трбуется ведущий инженер отдела  отдела эксплуатации нефтепроводов

Сибнефтепроводу трбуется ведущий инженер отдела главного энергетика

Сибнефтепроводу трбуется ведущий инженер отдела главного энергетика