Материалы

20апреля
2011

Когда же правительство услышит недропользователей?

ОБ ОСОЗНАНИИ ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Проблемы долгосрочного развития нефтяной промышленности России - актуальнейшая из тем сегодняшнего дня! Ей было посвящено очередное совместное заседание Комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по энергетической стратегии и политике и Совета Союза нефтегазопромышленников России (СНГП), которое состоя­лось 15 июня 2010 года в малом зале ТПП.

ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ СРОЧНЫХ МЕР ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА

С очередной констатации решающей роли ТЭК в развитии российской эконо­мики начал свой доклад Виталий Бушуев, генеральный директор Института энер­гетической стратегии (ИЭС). Участникам заседания была представлена концепция Стратегии долгосрочного развития не­фтяной промышленности России до 2020 года, разработанная ИЭС, возглав­ляемым докладчиком. За базу была взята утвержденная правительством 13 ноября 2009 года «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года».

ee1.jpg

Гендиректор института не стал задер­ живаться на детализации недостатков Стратегии, а сосредоточил внимание на наиболее острых проблемах развития не­фтяной промышленности, требующих срочных мер государства: нерациональ­ ное недропользование и неудовлетвори­тельная деятельность большинства не­фтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы (МСБ); низ­ кий уровень коэффициента нефтеизвлече- ния (КИН); отставание в освоении новых нефтедобывающих районов (Восточная Сибирь, шельфы); низкая глубина пере­ работки сырья и низкое качество нефте­продуктов; низкий уровень утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ); высокая степень износа основных фондов (до 80%); низкий уровень инноваций; слабо дивер­ сифицированная система нефтепроводов.

Уже сейчас нужны грандиозные капита­ ловложения: 21 трлн рублей необходи­ мо вложить в нефтегазовую отрасль за период 2010-2030 годов в соответствии с Энергетической стратегией, а в нефте­переработку - 1,5 трлн рублей. Чтобы до­ стичь этой цели, надо срочно повысить ин­ вестиционную привлекательность отрасли для иностранцев, в первую очередь путем предоставления им концессий на разра­ ботку новых месторождений. Давно пора, считает гендиректор Института энергети­ческой стратегии, перейти и к междуна­ родным стандартам оценки запасов.

Далее В.Бушуев изложил детально раз­ работанный Институтом энергетической стратегии перечень мер государственной политики по совершенствованию развития нефтяного комплекса России до 2030 года.

  • совершенствование законодательства о недропользовании;

  • введение гибкой схемы налогообложе­ ния, стимулирующей освоение новых ме­сторождений;

  • применение более совершенных тех­ нологий;

  • перевод нефтепереработки и нефтехи­ мии на инновационный путь развития;

  • разработка эффективных механизмов регулирования биржевой торговли неф­ тью и нефтепродуктами.

Они, в частности, включают такие акту­ альные меры, как разработка среднесроч­ ных и долгосрочных программ геологораз­ ведочных работ (ГРР) в увязке со сроками и объемными показателями Генеральной схемы размещения предприятий нефте­ переработки и нефтехимии; создание системы государственного мониторинга участков недр федерального значения; предоставление владельцу лицензии -первооткрывателю месторождения - ис­ключительного права на его разработку; разработка механизма продления прав пользования недрами для поиска место­ рождений углеводородов.

При разработке таких мер принципи­ альным, с точки зрения В.Бушуева, явля­ется учет предложений независимых экс­ пертов и самих нефтегазовых компаний. Такой комплекс мер физически не может быть разработан усилиями одного прави­ тельственного аппарата.

Выступивший первым в прениях начальник управления правового сопровождения разведки и до­ бычи Дирекции по правовым вопросам

ОАО «Газпром нефть», подчеркнул бросающийся в глаза разрыв между Энергетической стратегией как концепту­альным документом и конкретными про­ блемами недропользователей. Причину этого разрыва господин Романенков видит в том, что представители нефтегазового комплекса устраняются от совместного об­ суждения концептуальных документов, а между государством и недропользователя­ ми отсутствует равный диалог. Создается впечатление, что обе стороны не слышат друг друга, поэтому и нет конкретных ре­ зультатов.

Собравшимся Рустам Романенков задал один из главных вопросов: Для того чтобы они приноси­ ли результат, необходимо учитывать не только чего хочет государство, но и чего хотят нефтяные компании. Чего хочет го­ сударство, тоже не совсем ясно. «Газпром нефть» активно работает с Министерством природы и решает локальные проблемы. Однако прогресса в решении системных проблем нет. Поэтому Р.Романенков вы­ сказал предложение создать специальную площадку для диалога между представи­ телями государства и нефтяных компаний по концептуальным проблемам недро­ пользования.

В этом же ключе высказался ведущий на­ учный сотрудник Института комплексного освоения недр РАН Он в очередной раз подчеркнул необходи­ мость разработки закона о нефти и нефте­переработке, который является обязатель­ ным элементом законодательства стран с развитой нефтедобычей. По его мнению, большинство проблем отрасли связано с отсутствием нормальной законодательной базы и нежеланием органов государствен­ ной власти работать над ней.

Ярким примером отсутствия нор­ мально проработанной государствен­ ной политики, по мнению Михаила генерального директора научно-консалтинговой компании «СРП- Экспертиза», является и ситуация вокруг законодательства по СРП в России (режим совместного раздела продукции.

В результате своим компаниям не хватает средств, а порой и технологий для освоения более труднодоступных место­ рождений, а иностранные инвесторы бо­ ятся вкладывать средства из-за отсутствия законодательной базы для СРП. В то же время этот режим широко и успешно при­меняется в Китае и Индии.


q11.jpg

ошибкой авторов Энергетической стратегии России считает генеральный директор ОАО «НК «Роснефть» - Кабардино-Балкарская топливная компания». В своем выступле­ нии он привел данные Энергетической стратегии России по Южному федераль­ ному округу (ЮФО), где прогнозируется снижение прироста разведанных запасов, а также снижение добычи нефти и газово­ го конденсата с нынешних 12,4 млн т до 7,87 млн т к 2030 году. А непосредственно в Северо-Кавказской нефтегазоносной про­ винции прогнозируется снижение добы­ чи, соответственно, с 4,3 млн т до 2,7 млн т. показателей нефтедобычи по ЮФО и Северо-Кавказской нефтегазоносной провинции является недостаточный объем затрат на геологоразведочные работы и, соответственно, недостаточные объемы сейсморазведки и глубокого поискового иразведочного бурения на нефть.Между тем, по сообщению ВалерияКарданова, потенциал нефтедобычи в Северо-Кавказской нефтегазоносной про- винции далеко не исчерпан. Несмотря на то что Северо-Кавказский регион с его уникальным геологическим строением достаточно хорошо изучен глубоким буре- нием и сейсморазведкой до относительно легко доступных глубин 4-5 тыс. м мезо-зойского комплекса отложений, он оста- ется высоко перспективным в открытии средних и крупных залежей нефти, газа и газоконденсата в подсолевых отложениях верхней Юры на глубине 6-7 тыс. м, про- гнозные ресурсы которых оцениваются многими сотнями млн т условного топли-ва. Это позволяет прогнозировать не паде-ние добычи, а ее наращивание, тем боле что увеличение затрат на более глубокое бурение с лихвой окупается наличием уже готовой развитой инфраструктуры, трудо-вых ресурсов, квалифицированных науч-ных и производственных кадров, а также близостью потребителя. Валерий Карданов уверен, что новей- шие технологии глубокого бурения и сейс- моразведки дают основания полагать, что добыча сырья в Северо-Кавказской не фтеносной провинции и на территории Южного федерального округа может быть увеличена. Работу здесь облегчает наличие относительно развитой инфраструктуры и потребителей.

й22.jpg

Виктор Калюжный, заместитель пред- седателя Высшего горного совета и член Совета Союза нефтегазопромышленни- ков россии, в своем выступлении коснулсдвух проблем: отсутствие поддержки госу- дарством малого бизнеса в нефтедобычеи нефтепереработке и состояние ресурс ной базы страны. По его мнению, госу-дарственная политика создания наиболееблагоприятных условий для самых круп- ных нефтяных компаний привела сейчас кпрактически полному уничтожению мало- го бизнеса в отрасли. В результате создался монополизм в ресурсном бизнесе.

Большую тревогу у Виктора Калюжного, бывшего министра топлива и энергети- ки России, вызывает состояние ресурсной базы нефтяной промышленности. На се- годняшний день осталось всего около 4 млрд т активных запасов. При продолжаю- щемся увеличении добычи и экспорта рез- ко сократились объемы разведочного буре- ния. В подтверждение В.Калюжный привел такие цифры: если в СССР ежегодно бури- ли 44 млн м, то в последние годы - толь- ко 15-16 млн м. Резко сократилось и раз- ведочное бурение: с 4 млн м до 1,5 млн м. В итоге, по мнению В.Калюжного, добы- ча нефти всех крупных компаний, кроме «Роснефти», с 2011 года будет падать на 5-10% ежегодно.Чтобы предотвратить это, необходимо в первую очередь реформировать системууправления нефтяной промышленностью, Аппарат Министерства энергетики РФ в составе 300 человек физически не сможетрешить весь комплекс проблем отрасли, Озабоченность грядущим сокращени- ем ресурсной базы выразил и Анатолий Дмитриевский, генеральный директор Института проблем нефти и газа РАН,академик РАН. По его оценке, при ны-нешних объемах ГРР к 2017-18 годам объем добычи нефти «может рухнуть на 150-180 млн т». И сейчас надо ориенти-ровать руководство государства на укре- пление нефтяной промышленности и на ресурсно-инновационное развитие страны.

По мнению Натальи Шуляр, гене- рального директора издательского дома «ИнфоТЭК», которая вместе с В.Бушуевым участвовала еще в написании первой Энергетической программы СССР в 1981году, при разработке документов, подоб- ных Энергетической стратегии России, надо идти от прогнозов потребления и топливно-энергетического баланса. Но в нашей стране никто пока не слушает потре- бителя. К сожалению, проведенные ранее консалтинговой компанией «ИнфоТЭК» исследования потребления мазута, напри-мер, показали недостоверность офици- альной статистики на 30-50%. Говоритьо серьезном планировании и разработке стратегии развития при подобной степени достоверности статистики бессмысленно.

Но в этом виноваты не разработчики кон­цепции долгосрочного развития нефтяной промышленности России, а отсутствие в стране надежной системы сбора достовер­ ной экономической информации.

Свое выступление о наивности строить стратегию, не анализируя потребности, Наталья Шуляр завершила вечно бодрящей россиян фразой: «Самое главное достояние нашей страны - это замечательные люди, которые невзирая на тысячи препятствий продолжают созидать!»

Любопытно узнать, какие инопланетяне чинят нам перманентные препятствия?

й3.jpg

Ю.К.Шафраник

Обсуждая проблемы развития россий­ ской нефтянки, участники дискуссии не могли пройти мимо последствий аварии на платформе ВР в Мексиканском заливе. при этом обратил вни­ мание на ситуацию с буровыми работами и проектами строительства трубопроводов по дну Каспийского моря. Он считает, что необходимо срочно обратить внимание на соблюдение требований безопасности в этом уникальном районе обитания осетро- выхрыб. В противном случае «Кашаган-это будущая трагедия Каспия» (Кашаганское месторождение - супергигантское нефте­газовое месторождение Казахстана, рас­ положенное на севере Каспийского моря. Относится к Прикаспийской нефтегазо­ носной провинции. Открыто 30 июня 2000 года скважиной «Восток-1».

Его поддержал и кото­ рый напомнил, что в СССР этот район был запретной зоной, и сейчас «есть только раз­ говоры о контроле», а настоящего контро­ля нет. Каспий - это уникальная природная кладовая, и нельзя допустить, чтобы это место обитания осетровых пострадало от какой-либо ошибки нефтяников.

Несмотря на довольно неоптимисти­ческую картину, вызревшую от сопо­ставления содержания официальной Энергетической стратегии России и отно­шения государства к нефтяной промыш­ ленности с ближайшими перспективами и реалиями, председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник призвал участников заседания «не впадать в уныние, а продол­ жать исполнять свой гражданский и про­фессиональный долг и самим проявлять инициативу».

Краткое перечисление только наиболее актуаль­ ных документов, которые необходимо срочно разработать, - а к ним относят­ ся: Минерально-сырьевая стратегия, Стратегия развития химической и нефте­химической промышленности, Стратегия освоения Арктической зоны, Стратегия освоения шельфа, Стратегия развития Дальнего Востока - показало, что для нор­ мализации ситуации нужно проделать гро­мадную работу. Ю.Шафраник считает, что уже в ближайшее время нефтяные компа­ нии и эксперты должны дать конкретные предложения по оценке ресурсной базы страны, комплексной программе добычи нефти и газа, нефте- и газопереработке, источникам финансирования.

В итоге совместного заседания было принято решение поручить рабочей группе, созданной Комитетом ТПП РФ и Советом СНГП, обобщить до 22 июня 2010 года все предложения и рекоменда­ции, высказанные в ходе обсуждения, и поручить Комитету ТПП РФ и Совету СНГП направить обобщенные предложения и ре­ комендации в Министерство энергетики РФ для использования в разработке проек­ та Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года.

Материалы и иллюстрации предоставлены редакцией журнала «БЕРГ-Привилегии»


.