Материалы

20апреля
2011

На «Емелях» к полюсу

Вроде все позади, прошло уже много времени, но, просыпаясь утром, понимаешь - сердцем мы все еще там, в арктике. Содержание снов не блещет разнообразием: торосы, полыньи с открытой водой или покрытые ниласом, ремонты техники - все бесконечной чередой упорно возвращает сознание назад, в бескрайнее безмолвие.

Так случилось, что в 2002 году я оказался в экспедиции Владимира Чукова2 в роли механика-водителя и немножко фотографа. Процесс «подсаживания» на арктическую тему проходил безболезненно, но весьма интенсивно. Последовали экспедиции 2004, 2005 и 2007 го­дов. Мне повезло: автомобили были разные, и я набирался опыта, имея возможность сравнивать преимущества и недостатки раз­ных конструкций.В итоге возникло непреодолимое желание построить вездеход собственной компо­новки. К сезону 2008 года два автомобиля, названные «Емеля-1» и «Емеля-2», были готовы. Одно­временно шла подготовка экспеди­ции по маршруту Салехард - Дик­сон - мыс Челюскин - Северная t Земля - Северный полюс, и таким же путем назад. В собственной самонадеянности и легкомысленности мы убедились быстро. Отправить машины в поход, да не куда-нибудь, а на Полюс, без серьезной (несколько тысяч км) обкатки было чистейшей воды авантюрой.

w1.jpg

w2.jpg
w3.jpg

«ЕМЕЛИН» АПГРЕЙД

Первые недоработки (проблемыс колесными дисками) обнаружи-лись через 200 км пробега на ещеровном льду Обской губы. Потом было много разных поломок,устраняя которые, мы училисьпроизводить серьезный ремонтв суровых полевых условиях. Про-являлись слабые места конструк-ции, приходили новые инженерные решения. Все, что ни делает- ся, — все к лучшему. Опыт похода2008 года протяженностью 6000 кмпревратил проект автомобильного пробега к Северному полюсу измечты гимназиста в сложный, нопри благоприятном стечении об-стоятельств реализуемый проект4.Осень и зима 2008-200прошли в активной модернизациимашин, подготовке и испытанияхразных приспособлений и снастейдля преодоления полыней, торо-сов и участков, покрытых ниласом,не выдерживающим веса машины,Незадолго до отъезда, воз-вращаясь в цех с очередногокупания в покрытых нетолстымльдом водах Иваньковского водохранилища, Афанасий озвучиваетидею нового варианта уплотненияколесных приводов. Она тут жеобрастает вариантами реализации,и, набравши воздуху в грудь, в по-следние дни перед стартом мы по-конструкции. Весь состав экспеди-гружаемся в серьезную переделкуции находится на казарменном по-ложении, покидая цех к полуночии в 8 часов утра встречаясь в неснова. Забегая вперед, скажу, чторешение было правильным: кор-пуса машин стали по-настоящемуводонепроницаемыми.

a1.jpg

ТОРЖЕСТВО РАЗУМА

Далее последовала изнурительнаяборьба за право покинуть террито-рию родины в месте, для этого непредназначенном, закончившаясяпобедой разума над буквой законаЗатем полоса везения продолжи-лась. Дело в том, что при созданиимашины я старался не выходитьза размеры, разрешенные длясвободного перемещения по до-рогам общего пользования, а обзадумывался вовсе. Короче говоря,авиационной транспортировке невездеходы, стоя на колесиках от легковушки да к тому же с под-жатой до предела подвеской,буквально на брюхе протиснулисьв гостеприимное чрево «АН-72»По ширине корпус машины про-Управления авиации ФСБ России.шел внутрь тоже с зазором натолщину газетного листа.

Через Воркуту, забравтопливо (в Москве арктическойсолярки не купить), 16-го мартаприбываем на остров Среднийдусов мороза и умеренный доПогода «правильная» — 37 гра-свежего ветер. В суете разгрузки незаметно обмораживающеки. Помогают все — экипажисамолетов, пограничники вглаве с командиром. Начальникполярной станции острова Голомянный И. М. Лутченко приехалк самолетам на «Урале», чтобыпомочь перевезти экспедици-онное шмотье на полярку, гдемы планировали окончательноупаковать грузы и подготовитьмашины к выходу.

ЗЕМЛЯ ПРОЩАЙ!

a2.jpg

Наконец, через четыре дня на-пряженной работы, 20-го мартанаш караван пускается в путь. Напрощание пограничники подарилинам симпатичную собаку по кличкеЛиска. Красивая, рыжеватая, клас-Выдвигаемся в пролив Крас-сическая северная собака.ной Армии, славящийся своимиайсбергами. Правда, теперь их нетак много, как во времена УшаковаиУрванцева — первых исследова-телей архипелага Северная Земля(старое название — Земля Николаярядом с айсбергом, сделать эф-Второго). Так и тянет проехатьфектные кадры, но провалившийсявскоре в воду прицеп напоминаетнам, что возле этих красавцеввероятность нарваться на промоинувысока, и лучше их уважительнообъезжать. Машины весело едут поотносительно ровному снежномупокрову с невысокими застругами,ритм движения гуманный — поночам спим после ужина со строганиной из муксуна6 и 50 граммамипока еще водки,На острове Мачтовый забираемтопливо, припасенное с прошлогогода. Любуемся видами СевернойЗемли: освещение как на заказ — сказочное, и берем курс насеверо-восток (40-50 градусов)с тем, чтобы с востока на рас-стоянии 100-130 км обойти мысАрктический с его знаменитойполыньей. Уезжая прочь и надолгоот земли, я вновь испытал чувство,пережитое мною при выходе напредвершинный гребень Эверестана высоте 8500 м. Это было осозна-ние того, что уходишь в мертвуюзону, и помочь себе можешь толькоты сам. Одновременно тешим себямечтами о том, как выскочим напаковый лед7 и помчимся по немук заветной цели,Первый же день езды по теперьуже океанским просторам спускаенас с небес на землю. Начинаются зоны рваного льда, много времени уходит на поиски проходов между трещинами. Скорость движения сильно падает. Несмотря на это, наслаждаемся закатами, особенно впечатляют клубы пара над участ­ками чистой воды. Подходя к краю трещины, как завороженный, вглядываешься в мрачную красоту океанской воды, сквозь которую хо­рошо видна подводная часть льда. Начали попадаться полыньи — пока не очень широкие, 80-100 метров. Учимся определять не­сущую способность льда, ударяя по нему пешней и наблюдая за колебаниями. Пока еще спорим: «Проедет или провалится?» Еще нет четкого понимания того, что любых приключений надо по воз­можности избегать, потому что не­избежных будет более чем доста­точно. Каждый вечер записываю текущий километраж и «до цели осталось». Соотношение полезно­го пути к пройденному — 1:1,8, то есть на объезды препятствий уходит очень много сил, времени и топлива. Паковым льдом пока еще и не пахнет. В зонах небольших разломов настоящим спасением для нас оказались дюралевые лестницы трехметровой длины. Пользуемся ими часто, хотя иногда это совсем непросто. В условиях подвижного льда лестницы надо уложить как можно быстрее, а водителю без задержек провести по ним все пять мостов автопоезда. Однажды лест­ница вывернулась из-под колеса, ее чудом успел подхватить кто-то из мужиков — стали страховать веревкой. После того как утопили одну пешню, их тоже в обязатель­ном порядке начали пристраховы-вать к поясу. Команда сплачивается, и многое делается без слов...

a3.jpg

Экспедиция глазами хищников

На шестой день пути подъехали к серьезной полынье: вперед — до горизонта, шириной больше пя­тисот метров. Пока размышляли, что делать, появилась медве­дица с двухлетним отпрыском. С детской непосредственностью направились прямо к нам, рас­смотреть нашу бригаду побли­же. Лиска отважно кинулась на мамашу и отогнала гостей прочь. Им пришлось отправиться по тонкому ниласу на другую сторону полыньи, и тут нашей защитнице сильно повезло: она бросилась за ними, и, если бы лед провалился под ней, у медведей был бы плотный завтрак, ведь в воде они как рыба. Интересно было наблюдать за передвижением грузных зверей по тонкому льду: задние лапы разъезжаются максимально ши­роко, при необходимости мамаша ползла на пузе, причем очень ловко. Провалившись в конце кон­цов, она не стала тратить силы на непрерывное проламывание перед собой льда, а подныривала под него, всплывая, проламывала, на­бирала в легкие воздух и уходила под воду снова.

Любопытная нерпа раз­глядывала нас тоже довольно долго, из чего нами был сделан однозначный вывод: интерес для окружающих мы представляем несомненный, но вот какого он свойства, съестного или чисто познавательного, до конца разо­браться не успели.

a4.jpg

ПОЛЯРНЫЙ БЫТ

a5.jpg

Через несколько километров движения вдоль полыньи на восток нашли сужение до ста метров и перебрались вплавь. Переправа заняла три часа, так что мы окончательно поняли: по воз­можности — объезжать. Само-то плавание проходит быстро, но вот ломка тонкого льда, где он есть (а открытой воды в Арктике не так уж много), да скалывание его по­сле выхода машины из воды (при 35-40 градусах мороза обмерзает все моментально) отнимают много времени. «Емели» между тем на воде держатся хорошо, в корпуса вода практически не попадает. Сперва через полынью отправля­лась машина без прицепов, ломала нилас, выбиралась на «берег», а затем просто перетягивала свою напарницу вместе со всеми четырьмя прицепами.

По вечерам за ужином (субли­маты, строганина, немного водки и чай неограниченно) нахваливаем обитаемость вездеходов. В кузове легко рассаживаются семеро мужиков в толстой одежде. Спим,укладываясь належаках попереккузова, его ширина(1900 мм) этовполне позволяет.По ночам свежонастолько, чтоВладимир Обиходкак-то даже вы-сказал сожалениепо поводу того, что не получаетсявтиснуться в спальник в валенках.Желание осуществить это как-то раз было особенно сильным и на удивление точно совпало с ночью,когда он забылплотно закрыть дверь.Собака послеслучая с медведямибыла поставле-на доктором наусиленное доволь ствие, получая в том числе и вита- мины. Мы очень переживали, чтоэта «блондинка» отказывается, в отличие от наших прошлогодних попутчиц, ехать в машине и очень устает в результате. Морозы, правда, она переносила совершен­но спокойно, не то что мы. Шерсть у нее настолько густая, что не намокает окончательно даже после того, как собака с минуту поплава­ет в ледяной воде.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОЛЫНЕЙ КАК НАУКА

a6.jpg

С морозами и погодой вообще нам очень везло, ведь чем холоднее, тем быстрее затягиваются ниласом свежие разрывы. Белой мглы, по сравнению с прошлым годом, было меньше, что очень важно при езде в торосах и поисках проходов через бесконечные полыньи, пре­следовавшие нас до самого полюса вопреки всем научным прогнозам. Преодоление полыней — целая наука! Нилас — вот основное препятствие для нас на пути к за­ветной цели. Если лед не держит машину, лебедкой тащиться через него — процесс медленный и мучительный. Ходом пересекать полыньи очень рискованно, ведь если провалишь лед в километре от «берега», снова на него не вы­лезешь, край будет обламываться. Поэтому высшее мастерство — определить несущую способность льда заранее. Мы вывели для себя четыре класса: а) вплавь с лебедкой, б) машина без при­цепа во весь дух, в) машины с прицепами без остановок и на приличной дистанции друг от друга, г) надежный лед. Прочность определяли по количеству ударов пешней до появления в дырке воды. Я же просил ударить по льду в метре от меня и по колебаниям принимал решение, ехать или нет, а если ехать, то как. Лучшими раз­ведчиками по поискам проходов в полыньях общественностью были признаны Владимир Обиход и Алексей Ушаков. Они решали самостоятельно, и по эмоциональ­ности взмаха руки водители точно понимали, как надо ехать. Рации у нас были. Хорошие. Дорогие. Но не работали.

a7.jpg

Участки льда с особенно актив­ным дрейфом и торошением тоже доставляли хлопоты, особенно если это были небольшие льдины. Часто, укладывая лестницы через трещины, мы имели лишь секунды на переезд. Неточность пилотиро­вания и — падение набок в воду, когда вокруг шевелятся льдины полутора-двухметровой толщи­ны... Думаю, возможные послед­ствия комментировать нет нужды. Работы по расчистке особенно высоких торосов приходилось вести наперегонки с природой. Водитель, наблюдая из кабины за творчеством соратников, сам принимал решение о старте. Зачастую второму автомобилю приходи-переезда. В случаях когда зонылось подыскивать другое местоподвижного и торосящегося льдабыли обширны, спасала физиче-екая подготовка участников. Надобыло сбегать найти проход, успетьвернуться и проехать по нему,Все это проделывалось в одеждепока мизансцена не изменилась.при -30 "С, на сильно пересе-ченной местности да с тяжелойпешней в руках.Звуки, издаваемые льдом приторошении, не оставляют равно-душным никого: шипение, визг,скрежет, треск, иногда похожий на пистолетную стрельбу. При этомльдины двухметровой и болеетолщины вздыбливаются, уходятодна под другую совершенно размеренно, без каких бы то нибыло усилий. Вес и толщина ихпри этом не имеют ни малейшегозначения, будь то сто или миллионтонн. Наблюдая такие процессыпланетарного масштаба,понимаешь по-настоящему, что есть человек в этом мире. Собаку через шевелящиеся льдины переносили на руках — боится.

qw1.jpg

N84° 22' 202 Е98" 36~102 Проспали 10 часов, сказаласьпредыдущая ночь приключений,Солнце, -30 °С, ветра почти нет. Просвета, в смысле переправы, пока не видно, но решаю проехать еще немного на запад. Напряжение нарастает. До закрытия ледового аэродрома Барнео, откуда мы пла­нируем вылететь назад на материк, остается 19 дней. В пути мы тоже 19 дней, на одометре 899 км, до цели 629 км по прямой. С учетом реальной езды мы прошли по­ловину пути до полюса.

В том месте, где ночевали, проблему представляет полоса очень тонкого льда шириной около 90 метров, дальше следует проехать вдоль большого плавуче­го острова, и еще 100-120 метров ниласа. Первые препятствия про­скакиваем без прицепов на макси­мальной скорости. Лед такой, что качается под человеком. Прицепы веревкой попарно тоже удачно пе­ретянули. Потом на «спокойном» льду вдоль острова проваливаются тяжелые прицепы за «Емелей-2», а затем и сам вездеход. Полтора часа провозились, вытаскивая технику из толстого, но ломающе­гося крошева. За это время вторая протока расширилась до 400 ме­тров, но заполнилась приличным льдом, по которому и проскочили с прицепами.

Потом были поля, каналы, лест­ницы и снова поля. Лиска, перепры­гивая один из каналов, соскользнула в воду, и снова Обиход оказался поблизости. За шкирку он выта­щил балбеску, ей самой из канала с вертикальными стенками высотойполметра было бы не выбраться. ТакВладимир стал штатным спасателем.На предыдущей стоянке про-стояли с ремонтом «Емели-1» часачетыре. На переднем мосту лопнулиоттяжки чашек под пружины.Конструкция не лучшая, конечно, нои ездить надо поаккуратнее. Потомс позором встал и «Емеля-2» — от-винтились болты верхней шаровойопоры справа. Починили, поехалив 01:15. Многочисленные переправы,По одной переезжали прямо в мо-мент активного торошения. Льдинытолщиной больше метра.

Обиход на вахте, мы с док-тором ищем проходы и колем лед.Афанасий снимает видео и ведетмашину. В 16:00 прибежала Лиска,отстает, дура, а ведь боится и звуковторошения, и воды. Доктор хотелпобить ее, но кончилось все банкойтушенки этой «рыжей проститутке»,как он ее кличет.Проехали две большие свежиеполыньи слева. Они были такойвеличины, что по ним гуляли волны,Ветер юго-восточный 10-15 м/с. Температура всего -20-25 градусов,но из-за ветра и открытой воды неподалеку очень холодно.

йц2.jpg

N85° 56' 474 Е101° 13"288Одометр 1123 км. До цели 453 км.Запасы топлива подходят к концу,но выброску можно ожидать неранее 13 апреля. Пока Средний непринимает. Бросать будут с высо-ты около 150 метров. 4 купола —солярка 3 по 180 и посылка 40 кг,Лиска прибежала, а потом сновапотерялась.Проехали немного и оказалисьв зоне разломов. Даже ровныеледяные поля все иссечены трещиами, часто превышающими длинунаших лестниц. Один раз заехалина такое поле, а оно начало торо-ситься, и машины оказались на не-большой льдине. Еле успели унестиноги. Потом была еще борьба состихией в поисках переходов, ветерсильный, понизовка, видимостьплохая. У «Емели-2» сломалсявал привода сошки. Я объявилремонт на 2,5 часа, сделали за два.Поехали, провалились в воду: снегне успевает напитываться водойи снаружи похож на старый. Заприцепы нас извлекли за 5 минут.Лиска, к сожалению, поте-рялась окончательно, пока мпереезжали зоны торошения. Оназаснула, укрывшись где-то за то-росом, мы поехали. Сейчас можноперейти — через 10 минут уженельзя. Обычно, когда так бывало,она догоняла. А в этот раз нет.Жалко ужасно. Хорошая собака.

qw3.jpg

N86° 24" 619 Е92° 49" 599 

4 часа утра, но день и ночьокончательно перешли для насв разряд абстрактных понятий,Одометр 1262. До цели 403 км.Дрейф 1 км/ч направлением 280°.Ветер восточный, противный,видимость, слава богу, есть,-20-25 градусов, но холодно,Опять полыньи, хотя принять грузудалось на хорошем поле пака,«АН-26» пришел в 21:00, сделалчетыре круга, сбросил 3 бочкитоплива. В такой ветер бросать ри-скованно, купола с грузом тащитпо земле нещадно. Доктор поймалодин, но в результате между купо-лом и бочкой (200 кг) сам влетелв прицеп, по счастью, в колесо.Груз разобрали, поужинали и пое-хали. Через километр — полынья,Когда же они закончатся?Получил письмо из дома.Кайф..,

qw4.jpg

14:30. Проехали на север 33 км.Пак. Одометр 1303 км. Сильный  ветер с востока дает такую на­грузку на руль, что у водителя буквально отрываются руки от усталости. Доктор отсидел за рулем 7,5 часов.

Звоню, благодарю воркутин-цев за сброс. Нам подтверждают эвакуацию с Барнео. Правда, для этого мы должны попасть на этот «райский остров» до 25 апреля. Остается 9 дней и 355 км.

z1.jpg

19 апреля. ПАСХА

Одометр 1460 км. До цели 280. По­года ветреная, по-прежнему где-то -20-25 градусов, видимость 3 км. Реки, речушки —так недолго их и разлюбить, особенно если лед слабый, держит только один удар пешней. Ехали ничего, потом появилась противная речка, на 40° влево уводящая нас в сторону от нужного курса. Часа 1,5-2 шли вдоль нее, не решались пересечь. Наконец, созрели: нашли место получше, площадку для разгона. При ветре справа за 15 метров до «берега» левая сторона машины начинает проламывать лед. За­дние колеса практически идут по воде! Афанасий снял кадры отчаянной переправы. Потом торосы,потом доктор могучими рукамисвернул вал рулевого управления.В 03:00 встали на ремонт. Тутподошел Никульшин и сказал, чтоу них лопнул вал колесного привода. Пасхальная ночь ознаменова-лась ударным трудом.

N88° 37' 159 Е75" 14" 819

Одометр 1655 км. До цели155 км. Ветер восточный8-10 м/с, -15 градусов.Ночь измучила переправами.Одну искали часа 3-4. Через льдину-остров пере-ц скочили на другой«берег». Толькообрадовались,спустя парукилометров

относительно комфортной ездыопять пошли речки-речушки, Набежали облака, соответ-ственно, исчезла видимость,только мглы нам не хватает,Продвигаемся медленно. КПДприближения к полюсу — 0,5.Объезды и поиски переправудваивают путь.До цели 85 км. Рек по-прежнему много, в том числемаленьких, скрытых под снегом,приходится часто проверятьпешней. Торосов стало поменьше,больше пака. Спим по 2-3 часав сутки и то урывками.До цели 24,8 км. На Барнеомы уже никак не успеваем,поэтому договорились обэвакуации 26 апреля в 13:30по Гринвичу прямо с полюса.

Мы живем по красноярскому времени, но команде не говорю о 7-часовой разнице — это мой личный резерв.

Всю ночь хотим ехать. Но ло­мается вал, а потом еще и редук­тор заднего моста у «Емели-1». Потом опять были реки, одна настолько прямая, как струна, что пришлось форсировать вплавь. Потратили 2 часа. Потом вроде поехали, но вдруг опять остановка: у «Емели-2» меняем форсунки в раллийном режи­ме. До снятия нас вертолетом остается 6-7 часов, а ехать еще 13' или 24 км. Мчимся к полюсу наперегонки со временем. Даже Афанасий бросил съемку, делает все для продвижения вперед. А Коля заболел — лежит, маши­ну ведет Шкрабкин, ведет, надо сказать, хорошо.

Навстречу с севера пролетел вертолет, сделал над нами круг и улетел, мы поехали дальше. Потом нам сообщили, что они по­давали знак «иди сюда», а мы-то думали, что нас фотографируют. Умники тоже, лучше бы выучили авиационные сигналы и маневры

x1.jpg

x2.jpg

x3.jpg

x4.jpg

26 апреля 2009 года. 19 час. 40 мин. (красноярского вре­мени). N89° 59' 999 Е23» IT 803. Одометр 1934 км. До цели 0 км.

Хорошее поле, хорошая погода, хорошие машины, да и бригада неплохая. Все хорошо. Но плакал несколько раз про себя, сидя сегодня за рулем «Емели-2». В этих машинах часть души и два похода, как две жизни. Оставлять их на льдине сердце разрывает­ся, сколько раз они вывозили из самых гиблых мест!

Сфотографировал GPS на капо­те машины с координатами. Дрейф тащит нас на юг со скоростью 0,5-0,8 км/ч. Поэтому Северный полюс у каждого свой и неповтори­мый. В этом что-то есть.

Афанасий достал бутылку шампанского (спирт успели вы­пить раньше), народ пафоса не воспринял. Фотографируемся. Делаем слабые попытки начать собираться: последние двое или трое суток почти без сна. Ложимся спать, только Шкрабкин возится с инструментами. Через полтора часа он будит нас. Полумертвые собираемся, скоро становится слышен вертолет. Летчики торо­пят, ругаются, что долго грузимся. Взлетаем. Сверху «Емеля-1» и «Емеля-2» — как две молекулы в этой бескрайней белой пусты­не... Обиход переживает, Коля тоже, он одушевлял машину, как, наверное, многие из нас.

Пришел борт 72015, командир Роман Николаевич Ткач еще из кабины поздравлял, улыбался. Потом вышел, обнял всех. Полтора часа на загрузку, и на Нагурскую*.

На ЗФИ пограничный контроль. Один военный попросил написать на листке наши фамилии, а другой подошел к нам с этим листком, за­читал его и сказал, что процедура пограничного контроля завершена. Паспорта не потребовались.

Москва. Еще один этап, захва­тывающий дух, позади. Как целая жизнь в этой кабине с огромным панорамным лобовым стеклом. Пишу и плачу, все спят, у меня внутри еще красноярское время, поэтому никто не мешает.

Использован материал из журнала «Полный привод 4х4» 12(74) ноябрь-декабрь 2009 г.

z2.jpg

z3.jpg


.