Материалы

20апреля
2011

Инвестиционная привлекательность Росии

«Это такие «авгиевы конюшни» у нас, где этого добра - барьеров и избыточных административных ресурсов со стороны самых раз­ личных уровней власти - более чем достаточно. Но проблема за­ ключается даже не в том, что их много. Проблема заключается в том, что они постоянно генерируются на разных уровнях. Это как будто в крови у нас сидит - всем командовать», - В.В.Путин об инвестиционной привлекательности России на заседании пра­ вительственной комиссии по контролю за осуществлением ино­странных инвестиций, 13 апреля 2010 г.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - ЧУДОВИЩНЫЙ УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ

Открывая заседание, президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России ака­ демик Евгений Максимович Примаков заявил: «Улучшение инвестиционного кли­ мата в стране - острая проблема, решение которой определит темпы и качество раз­ вития российской экономики на много лет вперед. Конкуренция за инвестиции, за технологии, за информацию - основа экономической борьбы в XXI веке. И мы ее пока проигрываем, хотя общая карти­ на инвестиционного климата в России до­ статочно благоприятная: у нас устойчивая политическая система, низкий внешний долг, низкие подоходный налог и налоги на землю.

ОДНАКО ряд нерешенных проблем де­ вальвирует перечисленные выше достоин­ ства. Главная из них - это чудовищный уровень коррупции. Кроме того, в России инвестор должен получать десятки разре­шений. У нас недостаточное количество налоговых льгот. Останавливает потенци­альных инвесторов несовершенство тамо­ женного регулирования. Сказываются и дороговизна с подключением инвестици­ онных объектов к инженерным сетям и си­ стемам жизнеобеспечения, и высокие про­центные ставки по кредитам в российских банках, и многое другое».

По мнению президента ТПП, для улучше­ ния инвестиционного климата необходимо срочно принять масштабные меры налого­ вого стимулирования, которые «следует применять для предприятий, решающих задачи диверсификации российской про­ мышленности, внедрения инноваций, соз­дания импортозамещающих производств. Необходимо распространить «дедушки­ ну оговорку» - «закон обратной силы не имеет» - на все инвестиционные проекты. Нужно обеспечить государственно-частное партнерство в сфере концессионных согла­ шений, институтов развития, крупных ин­фраструктурных проектов.

Несколько лет назад ТПП РФ подгото­ вила модельные региональные законы «О промышленной политике», «О госу­ дарственной поддержке инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации». Е.М.Примаков предложил проанализировать накоплен­ ный опыт и на этой основе скорректиро-вать ранее подготовленные законы для субъектов РФ.

Перспективным, считает Евгений Примаков, может стать также разработка предложений, направленных на повыше­ние заинтересованности муниципальных образований в привлечении инвестиций и реализации проектов на своей территории.

ц1.jpg

РАБОТАТЬ С ИНВЕСТОРОМ ПО ЗАКОНУ , А НЕ В РУЧНОМ РЕЖИМЕ

Более детальному рассмотрению мер по улучшению инвестклимата в России был посвящен доклад председателя Комитета ТПП РФ по инвестиционной по­ литике Антона Викторовича Данилова-Данильяна. В развитом мире именно торгово-промышленные палаты курируют эти вопросы, занимаются инвесторами, предлагают им проекты, подчеркнул он. У нас же инвестор завязан почти полно­ стью на госорганы. А.В.Данилов-Данильян проанализировал основные вопросы, с ко­ торыми сталкиваются инвесторы, начи­ ная с нерешенности проблемы выделения земельных участков для инвестпроектов и заканчивая «дедушкиной оговоркой», которая у нас на практике не работает. Инвесторы постоянно сталкиваются в про­ цессе реализации проектов с изменением законодательства, что немыслимо в дру­ гих странах. По мнению выступающего, в России нужно ввести институт соглашения с инвестором, как это принято в развитом мире.

В таком соглашении подробно описы­ ваются обязательства и ответственность сторон, предусмотрены санкции и по отно­ шению к компании, и по отношению к го­ сударству. У нас нигде не прописано, как и кому могут предоставляться госгарантии - все делается в «ручном режиме», а не в со­ ответствии с законом.


ц2.jpg


На Западе проверки не проводятся, пока проект не окупится. У нас об этом бизнес может только мечтать. «Жутким разреши­ тельным механизмом» назвал А.В.Данилов- Данильян процедуру разрешения в РФ вво­ за и внесения товара (т.е. оборудования и т.д.) иностранной компанией в уставной фонд. Должно быть так, как в других стра­ нах: никаких разрешений, лишь заявка и ввоз - и это все. В случае необходимости или подозрений - проверка, насколько заявка соответствует тому, что внесено в уставной фонд.

СИТУАЦИЯ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ

Важнейшим препятствием для привле­ чения иностранных инвесторов на фондо­ вый рынок России президент УК «Третий Рим» Андрей Леонидович Мовчан счита­ ет непрозрачность российских компаний. «Иностранным инвесторам невозможно объяснить российскую систему бухгал­ терского учета и затяжку с переходом на понятную им международную систему финансовой отчетности». Это усугубля­ ется и отсталостью фондового законода­ тельства РФ.

По мнению гендиректора ТПП Нижегородской области Дмитрия Германовича Краснова, в стране сложи­ лась сюрреалистическая ситуация, когда высшая власть провозглашает заинтере­ сованность в привлечении капиталовло­ жений, а на местах условия для функцио­ нирования и тем более открытия нового бизнеса становятся все более тяжелыми. В качестве иллюстрации Д.Г.Краснов привел ситуацию с тарифами на электроэнергию, которые в этом году в области выросли сра­ зу на 30-50%. При этом количество работа­ющих в области крупных предприятий со­ кратилось с 500 до 100, и электроэнергии все равно не хватает.

СОКРАЩЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СТАЛО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ

В 2009 году прямые иностранные инве- стиции в России сократились на 40%. Это стало политической проблемой, заявил вице-президент ООО «Сименс» Cepre й Борисович Крылов. По мнению ино странных членов Консультативного сове та по иностранным инвестициям (КСИИ при премьер-министре РФ основным препятствиями для иностранных инвесто ров являются:

  1. Административные барьеры.

  2. Непрозрачность законодательной базы

  3. Коррупция.

  4. Судебная система.

  5. Недостаточная защищенность
    инвестиций.

  6. Отсутствие стабильности правил игры.

В качестве примера отношения в регио нах к иностранным инвесторам С.Г.Крылов привел проект по сокращению энергопо требления в Екатеринбурге. По данным исследования «Сименс», проведенного в рамках провозглашенной президентом РФ Д.А.Медведевым программы по повыше нию энергоэффективности, было установ лено, что энергопотребление города может быть сокращено на 44% при правильном использовании существующих технологий и на 79% при использовании передовых технологий.

От себя добавим, что президент Дмитрий Медведев недавно включил n ри менение энергосберегающих технологий в число показателей, которые учитыва ются при определении эффективности работы губернаторов. Госбюджет выдели в 2010 году на пилотный проект «Теплый квартал» в шести российских городах миллиард рублей. Тем не менее, как сооб щил вице-президент «Сименс», компания уже 4 месяца не может получить внятный ответ на вопросы в рамках екатеринбур ского проекта по энергосбережению, по скольку все решает чиновник, руководив щий одной из городских структур.

Участники дискуссии высказались так же за введение для соответствующих предприятий налоговых каникул, восста новление инвестиционных льгот, сверх у скоренную амортизацию для высокотехно логичного оборудования, более активно

устранение административных барьеров (создать «единое окно» для инвесторов), введение ограничений на рост тарифов естественных монополий, сокращение сроков оформления земельных участков под инвестиционные объекты.

ц3.jpg

ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ МОЖНО РЕШИТЬ ТОЛЬКО СРЕДСТВАМИ ПОЛИТИКИ

По данным Центрального банка, чистый отток капитала из РФ в 2008 году составил $129,9 млрд, а в 2009 году - $52,4 млрд. В начале 2010 года ЦБ прогнозировал, что в текущем году чистый отток капитала сократится до $10-25 млрд, однако уже за I квартал он составил $12,9 млрд. В условиях сокращения производства в основных странах - потребителях российского сырья продолжающийся вывод капитала из страны ставит под вопрос саму возможность восстановления российской экономики, не говоря уже о по­ ставленной задаче ее модернизации.

Почему же стране никак не удается стать действительно привлекатель­ ной для капитала? И президент и премьер говорят о готовности сделать все необходимое для привлечения инвесторов и ликвидации коррупции, а их подчиненные от самого мала до велика продолжают кошмарить предпри­нимателей под девизом «А Васька слушает да ест»... Но инвестиционный климат - не погода. Он не от Бога. И дело тут не в том, что «сидит у нас в крови», а в системе мотивации даже самых скромных тружеников нашей власти. Это ее надо изменить, чтобы сделать инвестиционный климат ме­ нее суровым.

Материалы и иллюстрации предоставлены редакцией журнала «БЕРГ-Привилегии»


.