Материалы

03декабря
2011

Михаил Крутихин. Онлайн-конференция 15 сентября 2011 года

Михаил Крутихин – аналитик и консультант по проблемам нефтегазовой отрасли и политики. Выпускник Московского государственного университета, он специализировался в иранской филологии, затем получил степень кандидата исторических наук. Его 20-летняя карьера в международной журналистике включала 13 лет командировок в такие страны, как Иран, Ливан, Сирия и Египет.

С 1993 года он профессионально занимается аналитикой нефтегазовых инвестиций в бывших советских республиках. В настоящее время – партнер консалтингового агентства RusEnergy, главный редактор сетевого еженедельника The Russian Energy и ведущий аналитик ежемесячного журнала «Разведка и добыча». 

pub.jpg

Ответы на вопросы читателей:

Аноним из Австралии:

Непонятна ситуация со сланцевым газом. Если его научились добывать, то почему не наблюдается резкое обнищание стран-экспортёров газа и нефти (которую можно заменить на газ)? 

«Революция» сланцевого газа произошла в США благодаря прорыву в двух технологиях – бурении кустовых горизонтальных скважин и гидроразрыве пласта (российское, кстати, изобретение). В связи с относительно большой площадью, необходимой для таких операций, а также из-за опасности загрязнения грунтовых вод используемыми химикатами прорыв стал возможен только в отдельных регионах. Иными словами, коммерческая выгода от сланцевого газа ограничена географически (не говоря уже о невозможности таких работ в густонаселенных местностях) и в силу особенностей местных законодательств. 

Традиционные источники нефти и газа в большинстве стран остаются коммерчески более привлекательными. Не исключено, что некоторый успех эта технология будет иметь в Польше. В Китае, однако, где залежи сланцевого газа очень велики, пока решено не форсировать его добычу, а сосредоточиться на добыче газа из слабопроницаемых пород (tight gas) и из угольных залежей.


Vasya Soykin (LiveJournal):

Cкажите, плиз, на сколько ещё лет России хватит нефти при нынешних темпах добычи? 

В Минприроды года три тому назад заявляли, что нефти хватит на 17 лет. Если добывать, как сейчас, по полмиллиарда тонн в год, то разведанных запасов действительно должно хватить лет на 15-17. Многое зависит от технологических успехов в повышении коэффициента извлечения нефти (он в России низок – менее 30%) и от новых открытий. К сожалению, открытия все мельче, все реже и все разрозненней, а качество запасов – все хуже. 

Он же:

А, вот ещё. читал тут недавно очень интересную статью на английском, в американском научном журнале(потом и на русском нашёл), где доказывается (весьма убедительно на мой непрофессиональный взгляд), что природа нефти суть геогенная, метаморфоз пород и её накопление в породах идёт непрерывно под влиянием различных космических излучений, которые служат как бы катализаторами, а, следовательно, запасы нефти неисчерпаемы, надо только вычислить правильный баланс между объёмом метаморфоза и объёмом добычи. 
насколько правда? 

Есть такая теория, и RusEnergy опубликовала не менее двух солидных стаей ее сторонников в ежемесячном журнале «Разведка и добыча». Однако среди геологов есть и противники такого взгляда на природу образования углеводородов в недрах. Убедительной непротиворечивой схемы такого образования нефти и газа пока, на мой взгляд, не поредложено.

  

Alexandr: 1. как отразиться поражение Кадаффи в Ливии на стоимости нефти?  
2. как сильно потеряли российские компании которые занимались нефтедобычей в Ливии после смены правящего режима? 

Мировой рынок уже «отработал» ливийскую тему, и постепенное восстановление экспорта уже заложено в ценовые ожидания. 

Что касается наших компаний, то в случае отмены имевшихся и ожидавшихся контрактов упущенная прибыли может составить, по приблизительным оценкам, около $3,5 млрд.


Necrinoid (LiveJournal)

Можете рассказать о перспективах добычи газа и нефти в Северном ледовитом океане (и имеет ли это экономический смысл)? 
Так же хотелось бы узнать про себестоимость добычи газа на шельфе России и в странах Персидского залива, а также в Северном море. 

Каждый проект на арктическом шельфе нуждается в отдельном экономическом обосновании. По Штокману, например, уже несколько лет откладывается инвестиционное решение, поскольку экономический смысл добычи газа там пока не до конца прояснен. По утверждениям руководства «Газпрома», в северных морях себестоимость добычи может достигать $25 - $35 за тысячу кубометров, однако такая оценка представляется заниженной. 

К операционным издержкам надо прибавить и распределенные на период окупаемости капитальные инвестиции, которые в северных условиях могут быть крайне высоки (ледостойкие платформы, транспортировка добычи на дальние расстояния, отсутствие инфраструктуры и проч.) – эти расходы тоже надо компенсировать. 

В Персидском заливе себестоимость добычи газа на шельфе не превышает $2 - $3 за тысячу кубометров. 

 

Kordura (LveJournal)

Спасет ли поляков сланцевый газ? 

Оценки ресурсов сланцевого газа в Польше высоки (по некоторым источникам, до половины европейских, которые оцениваются в 17,5 трлн кубометров). Пока выдали 108 лицензий, пробурили несколько скважин, из которых только две какие надо – горизонтальные. Исследуют свойства сланцев. Показывают на конференциях образцы керна. И все. О добыче говорить рано, тем более в масштабах, соизмеримых с размерами импорта газа из России. Если что-то и наладят не слишком большое, то не раньше, чем в 2018-2020 годах. 

 

IlyaK: Роснефть с Эксоном собираются разрабатывать шельф Черного моря. Велики ли там запасы нефти? И главное, насколько это опасно, что будет с нашими курортами? 

Не «запасы», а пока гипотетические «ресурсы». Пока не пробурили первые скважины, о наличии там запасов нефти говорить рано. Есть выявленные сейсмикой возможные «ловушки», и только. Если соблюдать современные технологические нормы, то с курортами ничего не случится. Хотя «человеческий фактор» исключать никогда не стоит.

  

Berendey: Почему Россия так держится за Асада? Может, в Сирии тоже есть нефть, или дело в чем-то другом? 

Россия, насколько я вижу, уже не держится за Асада. Но подход в вашем вопросе о мотивации внешней политики вполне здравый. В Сирии есть нефть. Ее сравнительно немного, хотя добыча и экспорт идут своим ходом, несмотря на последние санкции. Сирия может оказаться важна для проектов экспорта из Ирана – оттуда предлагают тянуть газопровод через Ирак и Сирию, а потом через Средиземное море с возможным заходом на Кипр в Грецию и Италию. Фантастика, но в будущем такой вариант исключать нельзя. Мы много проектов когда-то считали нереальными (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан или трассы из Средней Азии в Китай), а они осуществились. 

 

DmPeskov: Г-н Крутихин, почему у нас так быстро растут цены на газ, электричество, бензин – мы уже обгоняем США? И что нужно сделать, чтобы цены соответствовали зарплатам? 

Цены – вопрос не только связи внутреннего рынка с мировым, хотя это очень важно. В США в цене бензина примерно 17-19% налоги (в зависимости от штата) и около 70% - себестоимость. В России 60% - налоги. Высоки налоги и в Норвегии, где литр бензина на заправке в пересчете – 65 рублей, а дизтоплива – 55 рублей. Налоги, налоги, налоги… 

Что делать, чтобы цены соответствовали зарплатам? Надо повышать зарплаты. 

 

Loc1314: «Роснефть» выбрала в партнеры ExxonMobil. Чего Вы ждете от этого партнерства? 

Американцы поступили мудро, не согласившись на обмен акциями (как соглашалась под давлением со стороны российских властей компания ВР). Им нужна возможность участвовать в разведке новых запасов и - по возможности – в постановке хотя бы части этих запасов на свой баланс – для повышения рыночной капитализации. Если будут открытия и если подойдут условия разработки, то не исключено и это участие. 

Проблема в том, что по нынешним законам «Роснефти» не может отдать иностранному партнеру больше 33% в шельфовом проекте. А если правительство, как обещает, еще больше сократит свое участие в акционерном капитале «Роснефти» в ходе приватизации в 2012 году, оставшаяся иностранному партнеру доля в совместном предприятии скукожится еще сильнее. Захочет ли ExxonMobil сотрудничать на таких правах – большой вопрос. 

 

KosMac: Экологи против того, чтобы «Газпром» бурил скважины в Баренцевом море и на Камчатском шельфе. Какими могут быть последствия аварии, и насколько мы к этому готовы? Может быть, не нужно разрабатывать шельф, оставим его потомкам? 

Последствия любой аварии на нефтегазовом объекте могут быть катастрофическими, тем более если учесть крайне уязвимый характер природы на нашем Севере. В отдаленных регионах, где нет ни населения, ни инфраструктуры, это особенно опасно. Локализовать разливы, погасить пожары и ликвидировать последствия там очень сложно. 

Были такие предложения – оставить запасы континентального шельфа потомкам. Доводы приводились следующие: в недрах запасы углеводородного сырья становятся потенциально все дороже, а мы их извлекаем и получаем взамен цветные бумажки, которые быстро теряют ценность. Когда в России не знали, куда девать профицит бюджета и складывали доллары в «стабилизационный» и прочие фонды, такой подход имел, наверное, смысл. 

Сейчас от нефтегазовых доходов зависит стабильность режима. Тот довод не работает. 

 

Elesey: Михаил Иванович, после того, как с 1 октября введут новую налоговую систему на экспорт нефти и нефтепродуктов, что будет с ценами на бензин и на сырую нефть на внутреннем рынке? К чему готовиться? 

Нефтяные компании свернут производство низкокачественного мазута, но быстро перейти на выпуск светлых сортов топлива не у всех получится. Часть мощностей НПЗ придется выводить из эксплуатации. Неизбежны провалы в снабжении и, как результат, повышение цен с большим разбросом диапазона по регионам. 

 

To3Kras: Вы верите в то, что Штокмановский проект будет реализован? Что этому может помешать? 

Пока я настроен оптимистически по отношению к перспективам этого проекта. Очень хочется посмотреть, как будут решать уникальные по сложности технологические проблемы. Все, однако, зависит от расчетов экономической эффективности. Для проекта могут ввести особый налоговый режим или даже изменить Налоговый кодекс по всем шельфовым делам, чтобы повысить шансы на окупаемость. Наличие в проекте иностранных партнеров поможет прозрачности смет. 

О том, что проект стал реальностью, можно будет сказать только после принятия конечного инвестиционного решения. Сейчас есть надежда, что это произойдет до конца года.

  

kernelion (livejournal): Кому Украина может продать свой газ на экспорт? 

Украина поставляла незначительные объемы газа в Польшу.


Олег: Что там происходит с ж/д Обская-Бованенково-Карская? Насыпи говорят зимой пучит, летом размывает. Мост через какую-то реку Нярба сейчас размыт и до Бованенково не доехать. И вообще там движение  не больше 30 км/ч а то и 10. На дорожном форуме пишут, что дорога построена со всеми нарушениями какие только возможны. А ведь с 1986-го года на её строительство ушло несколько миллиардов долларов. Только за участок разъезд Хралов-Бованенково ушло 130 млрд. рублей, как официально заявляется.  

«Газпром» не допускает на Ямал независимых наблюдателей. Эксперты Shell, с которыми мне довелось разговаривать, говорят о «неправильных технологических решениях» при освоении Бованенковского месторождения (на основании анализа спутниковых снимков), но проверить это на месте пока не представляется возможным.


 
  
Слава: НАК Нефтегаз Украины при своей убыточности и снижении добычи углеводородов  в Украине в течении всей своей истории, показывает хорошие результаты в концессии в Египте. Объясните,  пожалуйста этот феномен.
  

Работа на зарубежных проектах часто совершенно не связана с качеством работы на родине. Нередко иностранный инвестор входит в проект только деньгами, а для выполнения работ нанимают квалифицированного и опытного генподрядчика, а тот – хорошо зарекомендовавших себя субподрядчиков с их технологиями.


 
  
Алексей:  
Газпром и Украина.

Добрый день, Михаил Иванович!

С уважением отношусь у Вам, считаю Вас одним из достойнейших нефтегазовых экспертом в России, и с удовольствием читаю Ваш ЖЖ :)

Вопрос у меня следующий, я как человек не совсем опытный в политических и  газовых "играх", никак не могу понять, что за ситуация с русско-украинскими газовыми взаимоотношениями? Читаю новости, то премьер Украины хочет снизить количества поставляемого российского газа, то в конечном счете ликвидировать "Нафтогаз" (разместить акции - не для "Газпрома" ли? или все таки ему не дадут выкупить их?).  
То, опять таки вроде как Украина снова попробует договориться с Россией о пересмотре газовых контрактов (
http://rusenergy.com/ru/news/news.php?id=54313).  
В свою очередь, по заявлениям Миллера А.Б., "Газпром" вроде как не против приобрести "Нафтогаз" и тем самым улучшить росийскую газовую обстановку в Украине (на фоне заявлений об улучшении газовых контрактов для Белоруссии - я так понимаю после покупки в период белорусского кризиса части "Белтрансгаза").
  
Так вот, Михаил Иванович, прокомментируйте Ваше видиние, что все-таки происходит в этой "игре"? "Газпром" "передавит" Украину и все фразы об отказе от российского газа не более чем фарс? Или все действительно так "плачевно", и Украина больше тянется к Европе?

Спасибо, с уважением, Алексей. 

 Попробую пояснить свое видение проблемы схематично, потому что в деталях она достойна романа. Отбросим политические заявления и посмотрим на мотивацию сторон. 

Украине обидно платить за газ дорого, и это понятно. Тем более, что другие потребители один за другим добиваются у «Газпрома» скидок, в том числе и через Стокгольмский арбитраж. 

«Газпрому» же надо спровоцировать Украину на конфликт, на «газовую войну», на перебои в транзите. Задача – напугать европейцев и заставить их перевести хотя бы часть контрактов на новую точку приема российского газа – через «Северный поток». Там при всем желании не насчитать больше 20 млрд кубометров в год законтрактованных на две нитки (общей мощностью 55 млрд). А разрекламированную трубу надо заполнять. Отсюда – неуступчивость в торге по цене. Отсюда – заведомо невыполнимые требования Москвы к Киеву (вступление в Таможенный союз, продажа магистральных газопроводов). Развернута и пропагандистская война. 

Украинские деятели это понимают и на все провокации отвечают заверениями в том, что не допустят ни новой «газовой войны», ни перебоев в транзите. 

В более далекой перспективе «Газпром» рассчитывает муссировать «ненадежность» украинского транзита, чтобы уломать Европу и добиться строительства «Южного потока». Ведь если «Южный поток» не появится, «Газпром» не сможет выполнить контракты с Европой без Украины. И вот тогда в Киеве будут разговаривать с просителями из Москвы с позиции силы и ставить свои условия. Перспектива для российского руководства крайне унизительная, и отсюда – отчаянный накал пропагандистских заявлений.


  
  
Вячеслав Анатольевич: События в Ливии повлияют на перспективность "Южного потока"?
  

Никоим образом. У этого проекта своих проблем хватает. Достаточно послушать, что об этом говорит еврокомиссар по энергетике:

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15381491,00.html


 
  
Андрей: Как Газпром будет увеличивать свою доходную часть, когда цены на газ в России сравняются с мировыми?
 

Ну, сравняться они никогда не сравняются, я полагаю, поскольку тут надо учитывать и транспортные расходы. Но ход мыслей правильный. Через считаные годы себестоимость газпромовского газа будет гораздо выше, чем у нефтяных компаний и прочих производителей газа в России. На них постепенно и лягут функции снабжения внутреннего рынка, а «Газпром» будет какое-то время работать в основном на экспорт, если законы и структуру отрасли не реформируют. 

В любом случае доля «Газпрома» с его дорожающим газом в российском газовом балансе будет снижаться, а доля независимых – расти. Это, кстати, зафиксировано и в «Генеральной схеме развития газовой отрасли России на период до 2030 года». 

 

Юрий: Может ли использование LNG как топливо для авто повлиять на потребление бензина  и соответственно на цены на нефть? И в какие сроки? Реально ли ожидать здесь "революции", скажем, до 2015г.?  

Это нереально для российского рынка по причинам сравнительной рентабельности разных видов топлива. Производство LNG в России дороговато обходится и имеет смысл только при поставках потребителям через море, на расстоянии свыше 2500 км.


  
  
Игорь: Почему в России широко не используют универсально-вращающийся превентор?
  

Я понимаю, о чем речь, но это вопрос к технологам. Причины антипатии к специфическим типам оборудования, включая универсальные вращающиеся превенторы, не входят в мою компетенцию, прошу прощения.

  
Вячеслав Анатольевич: Украина потребляет 20 млн.тн нефти в год. Своей нефти в 1972 г. добыла 14,5 млн. тн, а в прошлом 3,3. Почему Украина наращивает импорт, а не добычу?
 

Если бы Украина могла нарастить добычу, она бы это сделала, но у нее мало разведанных ресурсов.

  

Валентин: Уважаемый Михаил Иванович, насколько реальны существующие цены на нефть и сколько в них страхов от арабских конфликтов, сколько от денежной ликвидности, а сколько реальной цены и цены стоимости разработки месторождений и налогов (речь не о России, а в целом). Каковы комфортные цены на нефть для долгосрочных мировых разработок новых месторождений и начала добычи на них. 

Цены на нефть – тема неблагодарная. Сейчас они определяются все-таки соотношением спроса и предложения, хотя есть отдельные случаи манипулирования (например, скупки значительных объемов банковскими структурами с последующим хранением в танкерах). Военно-политическая напряженность, пока она не выливается в конфликт с прекращением добычи или поставок, периодически и недолго дает всплески цен. Спекуляции с фьючерсами, как меня убеждают эксперты ВР и других уважаемых аналитических центов, можно в расчет не принимать. 

В настоящее время можно только сказать, что цена будет расти в долгосрочной перспективе, хотя отдельные периоды не слишком глубоких «провалов» вполне возможны. 

О «комфортной» цене можно говорить только при  оценке рентабельности отдельных проектов. Например, для производства сжиженного газа на Гыданском полуострове напротив Ямала приемлемая внутренняя норма рентабельности в 20% достигается только при мировой цене энергоносителей на уровне $100 за баррель, как подсчитали эксперты «Тройки диалог». 

Иными словами, без анализа каждого проекта говорить о всеобщей «комфортной» или «справедливой» цене не имеет смысла. Для всех она разная.


Источник http://rusenergy.com/ru/Online/quest2.php